Байрон Кейти: Техника работы с убеждениями, которые отравляют вашу жизнь. Техника работы с негативными убеждениями Как отпустить негативные убеждения

вскользь о безнадежности, беспомощности, незаслуженности. Как возникают

такие убеждения? Каким образом можно на них повлиять? Если мы не собираемся

их оспаривать, то что в этом случае нужно делать?

Я могу высказать по этому поводу одно свое убеждение:

Вы можете только направить людей на путь изменения своих убеждений. Вам

никогда не удастся самому изменить чьи-либо убеждения. Задача в том, чтобы

подстроиться и направить человека на путь самостоятельной выработки новых

убеждений.

II. Убеждения о способностях

Убеждения и опыт пережитых неудач

Приступая к работе с убеждениями, я хотел бы начать прежде всего с

убеждений, относящихся к способностям и неудачам. Убежденность в том, что вы

потерпите неудачу, образует самореализующееся пророчество. Так, если я уже

двадцать раз безуспешно пытался сбросить вес и кто-то мне сообщает, что

существует новый метод НЛП, позволяющий похудеть, я просто не поверю, что он

может мне чем-то помочь, поскольку двадцать предыдущих методов не дали

никакого результата. И это убеждение играет весьма важную роль.

Противоположный случай представляют люди, которые верят в то, что, если

сумеют увидеть (визуализировать) картину успешного результата, то

обязательно его добьются.

Мне известен пример, когда одна группа гимнастов была

проинструктирована, как визуализировать свою способность выполнить

определенное упражнение, в то время как в другой группе такой инструктаж

проведен не был. Пару недель спустя, когда обеим группам было предложено

выполнить это упражнение без предварительной тренировки, в первой группе

успех сопутствовал от 50 до 60% спортсменов, в то время как во второй --

только 10%.

Но что же произошло с теми 40-50% гимнастов, которые не смогли

выполнить упражнение, хотя предварительно визуализиро-вали свой успех?

Помимо всего прочего, я обнаружил, что если человек вполне отчетливо

представляет себе, как добивается успеха, но при этом не верит в себя, то он

говорит: "Я никогда не смогу этого сделать. Это всего-навсего нереалистичные

ожидания или ложные надежды".

"Чем яснее я это представляю, тем сильнее начинаю чувствовать, что,

вероятнее всего, не смогу этого сделать".

Вот пример того, как убеждения могут воздействовать на визуализацию.

Умение визуализировать является функцией наших способностей, но тем,

что обеспечивает визуализации значимость, является убеждение.

Я знаю людей, которые боятся представить себя в роли победителя,

поскольку уверены, что тогда у них точно ничего не получится. Это

иллюстрирует взаимоотношение между убеждением и стратегией. Для того чтобы

что-то совершить, недостаточно лишь знать, как это можно сделать. Фактически

уверенность в том, что я потерплю неудачу, может стать наилучшим способом

непременно потерпеть неудачу. Обратное также верно. Убежденность в

эффективности плацебо гарантирует эффект плацебо.

Однажды я интервьюировал изобретателя одного прибора, для окончательной

доработки которого потребовались многоступенчатые испытания. Я спросил, как

ему удалось остаться верным своей цели и выдержать все эти неудачи. Он

ответил, что не считает эти испытания неудачами, а просто решением иных

проблем, чем та, над которой он работал.

Как человек достигает этого? Благодаря функции убеждения, а не

действительности. Изобретатель был просто убежден в том, что данные

результаты были решением других проблем, таким образом они становились

ресурсом, а не неудачей.

Я бы хотел немного подробней поговорить о неудаче. Различие между тем,

воспринимается ли нечто как обратная связь или как неудача, приобретает

особое значение в "кризисной" точке, упомянутой мною ранее (см. главу I,

"Ожидание собственной действенности"), когда ожидания относительно некоторой

способности и фактическая действенность человека максимально расходятся.

Откройте форточку! Как впустить новые возможности в свою жизнь. Книга-тренинг Хазин Эв

Работа с убеждениями

Работа с убеждениями

Позитивное мышление и депрессия

Позитивно мыслить стало модно: бесчисленное количество книг, статей, тренингов, семинаров и вебинаров призывают отбросить мракобесие и инакомыслие, уверовать в светлое будущее и «вывернуть» свои мысли так, чтобы те выглядели позитивно. Выглядит такое учение на первый взгляд безобидно, но насколько оно вредно для психики, знают только узкие специалисты. А ведь оно может даже привести к депрессии.

Жизнь всегда богаче и разнообразнее любой самой правильной концепции. «Не беспокойся понапрасну», «Все будет хорошо!», «Живи настоящим!» Позитивное мышление, или эффект Поллианны, – разновидность рассуждения, при котором человек априори видит только достоинства людей и ситуаций, закрывая глаза на недостатки и препятствия. Ученые доказали, что лозунги «позитивного мышления», столь популярного сегодня, неосуществимы. Мозг имеет «зловредную» привычку соотносить нынешний опыт с предыдущим, и обмануть наше мыслительное устройство одними добрыми верованиями невозможно.

Безусловно, позитивное мышление нужно, важно и полезно. Оно помогает при возникновении препятствий сфокусироваться на цели и добиться нужных результатов. Но когда такой вид мышления затмевает широкий спектр всех других, проблемы гарантированы.

Люди, стремящиеся следовать установкам вроде «не допускай негатив в свое сознание», «не думай о прошлых ошибках», – потенциальные склеротики. Мыслительный процесс у них прерывист, и они не способны увязать последовательность своих поступков в единую канву. Сознание людей с такой позитивной установкой избирательно, потому что они предпочитают не помнить зла. Их лоб давно разбит об одни и те же грабли. Хотя широко распространены и типажи без выявленного диагноза. Рассмотрев их поближе, быть может, читатель узнает себя или близких.

Уверовавший – неистребимый вид. Верит, следовательно – существует (почти по Декарту)! Ибо получает свыше позитивные откровения, которыми непременно поделится с окружающими: карма, инопланетяне, тета-хилинг, веяния новой религии, астральные путешествия, пятновыводители, маски для лица, обливания, закапывание живьем, фрукторианство… С гордостью, радостью и сплошным позитивом в сердце он задолбает вас, «заблудших», пока вы не вступите в ряды «просветленных».

Позитивный Идиот – опасный тип. Улыбка и добродушный вид, неадекватный ситуации, – надежный выход из всех проблемных перипетий, которые он создал. Профессионал в совершении идиотских поступков, которые остальные расхлебывают за него. А ему – нипочем! Вперед, к новым свершениям, ведь «все будет хо-ро-шо!». Надо же, находятся жертвы его оптимизма, которые добровольно зачищают сотворенный им бардак!

Позитивный Саботажник – неисправимый оптимист. Неадекватно восторжен и поддержит любые начинания, но на словах, а не на деле. Вид этот чрезвычайно распространен в организациях, где принято улыбаться и вести себя крайне позитивно. Главное, вовремя употребить неисчерпаемый шарм и актерские навыки – ведь начальство, клиенты и сотрудники любят позитивно настроенных! Нося эту маску, любое поручение можно слить в унитаз, и ни у кого не будет мысли заподозрить в подлости и предъявлять претензии «адепту Путей Света».

Юмор по поводу обострения позитивного мышления вполне уместен. Ведь подсознание не прощает умышленного вытеснения мыслей и чувств. Попытка «выключить отдельные чувства» равносильна готовности добровольно ампутировать какую-то часть тела. Доказательством вышесказанного служат хорошо изученные процессы физиологии высшей нервной деятельности: когда мы вспоминаем прошлое и придумываем будущее, задействуются одни и те же участки фронтальной зоны мозга. Мозг настроен на выживание. Он обрабатывает тонны информации каждое мгновение, одновременно воспринимая происходящее сейчас и вспоминая, что произошло в прошлом в схожих случаях. В то же время он готовит нас к действиям, аналогичным тем, которые мы уже предпринимали в идентичных ситуациях. Мы прошиты памятью выживания и не способны придумать ничего нового – мозг продуцирует картины будущего, основанные на прошлом опыте!

Человек не способен создать нечто новое. Он оперирует понятиями из доверху набитого мешка стереотипов. Во время цунами в Индонезии люди стояли и ждали, пока их накроет волна. В то же самое время животные спасались, убегая в горы. Им повезло больше – у них отсутствовало стереотипное мышление.

Имея глубоко укоренившиеся верования и строя на их основании свою судьбу, невозможно обмануть сознание фальшивым убеждением, что «все будет хорошо». Подобный самообман ведет к разочарованию и депрессии и назван в психологии «волшебным мышлением». Нет наполовину пустых и полных стаканов. Есть стакан с водой – и все!

Из книги Издержки – вниз, продажи – вверх. 78 проверенных способов увеличить вашу прибыль автора Файфер Боб

Шаг 77. Работа – это еще не все Многое из того, что я рекомендую, требует рассудительности, тонкости суждений, умения принимать решения и привлекать единомышленников. Однако вряд ли трудоголик (человек, фанатично увлеченный работой) способен подать положительный пример

Из книги Начни жизнь заново. 4 шага к новой реальности автора Свияш Александр Григорьевич

А что с позитивными убеждениями На Втором шаге вы выявили некоторую часть своих Негативных убеждений (прошу не обольщаться, что все). Для них вы составили по всем правилам Позитивные утверждения, и неимоверными усилиями заложили их себе в Подсознание.Думаете, теперь они

Из книги Бизнес-тренинг: с чего начать, как преуспеть. Советы руководителям и тренерам автора Прокофьева Надежда Ильинична

Глава 2 Работа с возражениями – работа с сопротивлением Сессия «Работа с возражениями – работа с сопротивлением» – одна из самых сложных в программе тренерской мастерской. Объяснение сложностей лежит на нескольких уровнях. Во-первых, как ни удивительно, сама тема

Из книги Как развить уверенность в себе за 7 дней: 50 простых правил автора Сергеева Оксана Михайловна

2.8. Работа с возражениями – работа с сопротивлением Возражения клиентовОт участников тренинга, работающих с темой «Возражения клиентов», нередко можно услышать такие слова: 1. «Я не знаю, что отвечать, когда клиент говорит «мне неинтересно». Я сразу теряюсь, мне хочется

Из книги Как пробудить уверенность в себе. 50 простых правил автора Сергеева Оксана Михайловна

Из книги Как поднять самооценку и стать уверенным в себе. Тесты и правила автора Тарасов Евгений Александрович

Из книги Управляй своей мечтой [Как реализовать любой замысел, проект, план] автора Кобб Бриджит

Из книги Откройте форточку! Как впустить новые возможности в свою жизнь. Книга-тренинг автора Хазин Эв

Из книги Любовь без границ. Путь к потрясающе счастливой любви автора Вуйчич Ник

Безотказные методы работы с убеждениями Дневник мыслей. Раз уж вам пришелся по душе метод когнитивного самоотрезвления, заведите для этой работы самую красивую тетрадь. В течение нескольких дней записывайте в нее мысли на волнующие вас темы, а также эмоции, вызываемые

Из книги 100 способов избавиться от комплексов автора Черниговцев Глеб Иванович

Из книги Как стать счастливым. Практическое руководство автора Рефтенко Андрей

Работа Если вы занимаетесь не своим делом, если ваша работа, вместо того чтобы радовать вас, заставляет вас нервничать и страдать, нет ничего удивительного в том, что в конце концов вы начнете комплексовать на этой почве. Разумеется, комплекс неполноценности развивается

Из книги 365+1 правило жизни на каждый день счастливого года [фрагмент] автора Балыко Диана

Работа Действия не всегда приносят счастье; но не бывает счастья без действия. Бенджамин Дизраэли Большинству людей их работа более или менее нравится, однако так везет не всем. Есть и еще одна относительно небольшая группа: этим людям работа в самом деле нравится

Из книги Мысли, афоризмы, цитаты. Бизнес, карьера, менеджмент автора Душенко Константин Васильевич

51. Жизнь – это не только работа. Работа – это далеко не вся жизнь Профессиональное выгорание – частный случай профессиональной деформации. Термин «эмоциональное выгорание» (burnout) ввел в психологическую практику американский психиатр Фрейденберг в 1974 году. По сути burnout

Из книги Несправедливое преимущество. Сила финансового образования автора Кийосаки Роберт Тору

На пути саморазвития работа с убеждениями – движущий процесс эволюции сознания. Живая природа непрерывно претерпевает трансформации. Так и мировоззрение личности – не мертвое застывшее ядро, а динамическая система взглядов с твердым центром и гибкими границами.

Ограничивающее качество сознания – смотреть субъективно на вещи: сквозь личный опыт, сквозь собственные ассоциации, воспитание, культуру, класс… И с одной стороны, социум предлагает первичную систему ценностей, а вместе с ней — и возможность из человека вырасти личностью. Другая сторона социального — риск возникновения ложных идей и сложность задачи отличить разрушительное от созидательного.

Разрушение часто несут убеждения, приобретенные в результате травмирующего опыта и ошибок воспитания. Такие убеждения ограничивают картину мира, не давая возможности увидеть другие модели, более конструктивного поведения. К ним могут относиться убеждения о мире и этике, убеждения о себе и своих качествах, убеждения о своем месте в этом мире.

Ложные убеждения нацелены на ошибочный путь достижения счастья. Работа с убеждениями – это выслеживание себя и умение подвергать сомнению собственные представления, смелость рушить убеждения во имя эволюции и развития: духовного, ментального и физического.

Главные убеждения личности:

О себе: кто я, какой или какая я, какими качествами я обладаю, в чем мои таланты, в чем мои слабости?

О мире: что такое мир, какими качествами мир обладает, каковы эти люди, живущие в нем?

О своем месте в мире: справедлив ли мир ко мне, как я отношусь к этому миру?

С самого детства мы начинаем получать оценки в свой адрес от нашего окружения. Некоторые из них нам приятны, другие – причиняют боль. В будущем эти оценки могут стать основой самовосприятия личности. Одни будут внушать веру в себя и энтузиазм, другие – сомнение и страх.

Родители и социум могут взрастить в личности как адекватную, так и не адекватную самооценку и мировосприятие. Неуверенными и закрытыми склонны становиться люди, которые не получали должной психологической поддержки в детстве от своих близких. Надменным и нарциссичным может стать тот, кто был избалован вниманием и опекой.

Помимо самомнения, у человека также формируется видение качеств окружающей среды. В мировоззрении вырастает вывод о справедливости или несправедливости мироздания, об основных этических и социальных законах, которые правят в нем, о понятии добра и зла. В результате в сознании могут вырастать целые парадигмы ума, в которых отношения «я-мир» далеки от гармонии, полны борьбы и противодействий. Потому работа над установками так важна. Только познавая себя и трансформируя бессознательное в осознанное человек совершает настоящую эволюцию, двигаясь от человека в животном к божественному в человеке.

Совершенствуя 3 главных аспекта своего Я: физический, ментальный и духовный, человек познает себя и мир через взаимодействие с природой. Убеждения и установки сознания могут касаться каждой из этих сфер.

Работа с материальными убеждениями

Материя – начало телесной жизни, мать всего сущего в мире формы. Отвергать материальное равно, что отвергать мать, давшую тело и жизнь. Деньги – это средство взаимодействия, тело – инструмент души. Но ни средство, ни инструмент не должны становиться самоцелью. Как и любая жажда, и страсть, отвращение – это крайность, далекая от истины.

Вы спросите: как работать над этими убеждениями? Ответ: осознанность. Ведь в большинстве своем, осознание нивелирует действие любого убеждения.

Относитесь к телу, как к храму, относитесь к хлебу, как к пище. Но не возводите в культ ни одно, ни другое.

Частые убеждения о материальном:

Деньги – это зло. Способно сформировать подсознательное отвращение к деньгам, небрежное к ним отношение;

Чтобы жить, нужно тяжело работать. Убеждение, которое подменяет ценности бытия: работать, чтобы жить или жить, чтобы работать;

Убеждение о несовершенстве своего тела: ощущение себя недостаточно красивой или стройной, высоким или широкоплечим. Проработка подобных моментов эффективна через занятие спортом

Работа с ментальными убеждениями

Такие установки связаны с формированием морали и границ допустимого и запрещенного. Осуждения, обиды и всяческие недопонимания рождаются из ментальной сфере, в которой личность строит свою модель того, как должен вести себя мир в ее отношении. Субъективность восприятия приводит к ситуациям, когда ожидаемое не совпадает с действительностью. Итог – конфликт, либо внешний, разрушающий отношения с миром, либо внутренний, разрушающий личность изнутри.

Помимо прочего, ментальные установки – исток формирования системы моральных ценностей. Неадекватное восприятие себя и мира приводит к формированию дисгармоничного поведения, что резко снижает качество жизни личности.

Частые ментальные убеждения:

Окружающие должны относиться ко мне определенным образом. Однако, никто не вправе требовать к себе того или иного отношения. Каждый несет ответственность лишь за свое поведение, и те реакции, которые мы получаем от окружающих – результат работы метафизического закона зеркала. Каждый человек на нашем пути – учитель, который послан в нашу жизнь, дыба открыть нам глаза на наше несовершенство, либо, напротив, в награду и помощь за наши добрые дела в прошлом.

Я кому-то должен. Чувство долга перед родителями, детьми, сотрудниками или соседями также часто пересекают границы адекватности. Манипуляторы часто пользуются этим качеством, чей корень лежит в чувстве вины. Однако, на самом деле, равно как нам ничего не должны, так и мы никому и ничего не должны. И главным образом, вы не должны приносить себя в жертву во имя чужих интересов. Всему есть мера. И даже помощь должна исходить не из деструктивного «я должен», а скорее из чувства любви и желания помочь. Но помните, главное правило помощи: помоги сначала себе, а потом другим. Ибо тот, кто е может помочь себе, не сможет помочь никому.

Я должен придерживаться определенной модели поведения. И прекрасно, если практикуемая вами модель приносит вам желаемый результат. Однако часто случается, что человек становится заложником своих поведенческих стереотипов. Модель берет над человеком власть, и он начинает на автомате разыгрывать ту или иную роль: роль стервы, роль жены, роль матери, роль героя или роль злодея. На самом деле, каждая роль может быть уместна в той или иной ситуации. Но что, если женщина начинает разыгрывать роль матери относительно своего мужа? А начальник крупной организации вместо роли руководителя берет на себя роль ребенка, подверженного манипуляциям? Ролевое поведение – неотъемлемая составляющая человеческого бытия. Однако для гармоничного существования, не роли должны управлять человеком, а человек должен уметь входить и также легко выходить из своих ролей.

Работа с духовными убеждениями

Главным образом, духовные убеждения касаются мировоззрения и чувства этики. Деструктивные стереотипы заставляют людей испытывать такие чувства, как осуждение, неприятие, ненависть к окружающим лишь по причине несовпадения взглядов на жизнь. Но каждая личность – отдельная вселенная, со своими законами жизни.

Духовные убеждения в своем дисгармоничном аспекте несут за собой самые разрушительные последствия для человечества. И если на личностном уровне это может вылиться в обыденную неприязнь, то на уровне общества такие противоречия нередко толкают людей на кровопролития. Потому работа с духовными убеждениями – вопрос, над которым стоило бы задуматься всей нашей цивилизации, если мы все-таки имеем амбиции на эволюцию сознания общества.

Частые духовные убеждения:

Истинность или ложность определенной религии. Для многих интеллектуалов, увлекающихся вопросами духовных течений, становится очевидное сходство всех конфессий. Закон единства и дуальности мироздания, принцип ритма и разумности природы прописан во всех существующих традициях. Однако, люди по-прежнему спорят о второстепенном — о декорация, в которых разворачиваются события мистерии того или иного народа. Но развитие личности предполагает отказ от ортодоксальных истин. Оставляйте место возможностям, не давайте разуму окончательно увериться в том или ином убеждении и не прекращайте работу над стереотипами собственного ума.

Вопрос понимания добра и зла. Противостояние двух сил космоса – разрушения и созидания лишь в сказках понятно и однозначно. Но в жизни смешаны все краски, и каждая жизненная ситуация – новая этическая задача. Разница в понимании категорий добра и зла – частая причина осуждения и конфликтов. Потому не стройте нерушимых категорий в свое голове. Белое – иногда не белое и черное – иногда не черное. Стоит помнить об этом, прежде чем давать оценку чьим-либо поступкам.

Духовность равно бедность. Этот стереотип в чем-то пересекается с материальным убеждением «деньги – это зло». Такая установка, однозначно, ограничивает человека и лишает его возможности достижения финансового успеха. Можно долго спорить о методах заработка денег и о источниках больших капиталов. Но факт остается фактом, подобное самопожертвование приносит мало пользы как саму человеку, так и его окружению. На сегодняшний день, деньги – важный инструмент для реализации идей, в том числе, благих и полезных. А безденежье и нужда, напротив, зачастую лишают человека ресурса заниматься духовным развития, погружая его в процесс примитивного выживательства. Впрочем, ситуации бываю разные. Отречение – тоже путь для кого-то. Однако такая практика несет пользу лишь в случае добровольного отречения, что носит название аскезы. В остальном духовность не определяется наличием или отсутствием денежных средств, а уровень погруженности в материю коррелирует вовсе не с их количеством, а скорее, лишь с уровнем привязанности к ним.

Конечно, это список убеждений, которые требуют проработки в целях личностного роста далеко не исчерпывающий. Однако здесь открыт основной принцип выявления оных. Что касается вопроса самого процесса работы над выявленными стереотипами, ответ прост и универсален – осознанность. Сила любых поведенческих и ментальных шаблонов моментально рассеивается под воздействием обыкновенного осознания их механизмов и истоков. Не останавливайтесь в процессе самопознания. Стремитесь к осознанности, и позитивная динамика гарантированно придет в вашу жизнь.

Терапия. Техника работы с ограничивающими убеждениями, после которой вы обретете СЕБЯ Ч 2

И так, надеюсь, вы проработали несколько своих целей, нашли свои ограничения. А теперь доверимся психологии, терапии и собственному телу и уберем эту гадость из себя. То, что нам мешает - когда-то кто-то где-то внушил, - чаще всего неосознанно, конечно. Люди в основном делают всё из лучших побуждений.. но вот результаты порой огорчают. Вот способ подкорректировать то, что неудачно "заложили" в психику.

!!!
Из книги Р. Дилтса «Изменение убеждений с помощью НЛП» с некоторыми моими комментариями, т.к. пишет он сухо достаточно.
Часть 1.

Первое, что необходимо помнить: убеждение почти неизбежно будет сопровождаться каким-либо сочетанием чувств.
Этап первый.
Каждый отдельный этап данного процесса включает прежде всего выяснение отношения к данной проблеме или убеждению. Это, как правило, имеет место в период "кризиса", когда ваши ожидания и их претворение в жизнь больше всего расходятся друг с другом.
Например, есть что-то, что вы хотите сделать, но постоянно воздерживаетесь от этого в силу какой-либо прошлой неудачи или неприятности. Это может быть что-то, что вы хотели бы попробовать, но есть ощущение, что просто не можете, или хотели бы сделать, но боитесь неудачи или неприятных последствий. Проникнитесь этим убеждением, ощутите его физиологию и положение глаз, ассоциируемые с ним.
После того как вы выясните, каково положение глаз, где находится данное убеждение *(прямо физически, в теле: в районе солнечного сплетения, грудной клетки, ключицы, горла.. и т.п.) и где появляется ограничивающее убеждение (тоже посмотрите где оно физически чувствуется), то, возможно, обнаружите, что данная позиция включает в себя весь набор чувств, который вам предстоит увидеть и услышать одновременно. То есть и звуки (голос тети Мани: «у тебя не получится», напр.), картинки\образы (воспоминания и то, что мы дофантазировали - 2 разных вида картинок, и оба они нужны для работы с убеждением) и, собственно, ощущения в теле.
Этап второй будет заключаться в разделении данных ощущений с помещением каждого из входящих в них чувственных репрезентаций в позицию, соответствующую положению глаз. Зрительная память будет помещаться слева вверху, внутренний монолог - внизу слева, а испытываемые чувства - внизу справа. Также могут присутствовать сконструированные образы, которые можно поместить справа вверху, чтобы далее определить их туда, где им следует находиться.
Если у кого-нибудь разделение синестезий (чувств, образов, звуков) вызывает затруднение -- например, если человек не может отделить видимые картины от испытываемых чувств, - то в таком случае можно использовать субмодальности. Пусть этот человек поместит свои картины в рамку, отодвинет ее подальше, а затем сдвинет влево и вверх.
Если речь идет о том, что голос и испытываемые чувства не разделяются, сделайте так, чтобы голос превратился в шепот, а затем переместите его. Этот этап потребует определенного творчества. Все будет зависеть только от вас. Что-либо предсказать здесь невозможно. Все будет определяться вашей способностью пользоваться обратной связью.

Этап третий. После того как вы вошли в контакт с каждой частью, следует обратиться к зрительным воспоминаниям и выяснить, есть ли что-нибудь новое,
чему можно научиться?
И помните, что это означает видение данных воспоминаний во взаимоотношении с другими воспоминаниями об успехах и во взаимоотношении с результатом, целью.
Приведу один пример. Есть некий прошлый опыт; рассмотренный сам по себе, он будет значить что-то одно, но если рассматривать его в отношении к моему результату, я узнаю из него нечто совсем иное. Информация содержится не в самой картине, а в том отношении, какое существует между данной картиной и тем, куда я хочу пойти. Идея в том, чтобы начать видеть: данные опыты не являются неудачами, а являются обратной связью. Проще говоря: без эмоций признать свои ошибки, выбрать из них полезные уроки и использовать их.
Я могу выбрать те составляющие, которые оказались успешными, сконцентрироваться на них и с их помощью добиться того, что ищу.
Этап четвертый. На данный момент я хочу быть в состоянии увидеть какую-либо связь с целью и, возможно, внести в нее некоторые поправки, что-то к ней добавить, что-то немного изменить на основе того, что мне стало известно из этих воспоминаний.
У меня есть цель, поставленная, может быть, довольно давно. Она может слегка меняться. Она может быть улучшена на основе того, что я узнал. Возможно, намеченное три года назад потребует сейчас некоторой корректировки. Сейчас я знаю больше, чему-то сумел научиться. Теперь цель становится богаче и более соответствует тому, кто я есть.
Многие люди по-прежнему остаются верны своим детским фантазиям, которые пытаются осуществить и которые уже нереальны на данный момент. Поэтому им следует несколько повзрослеть, стать более реалистичными в контексте того, чему они сумели научиться из собственного жизненного опыта.
Тут само ограничивающее убеждение может существенно уменьшится лишь от анализа желания и его соответствия нам сегодняшним.

Именно здесь вступает в действие положительный эталонный опыт. Я хочу взять все выделенные компоненты синестезии и вновь объединить их в структуру, подобную структуре моей цели, достижение которой не вызывает у меня сомнений.

Это проделывается в два этапа.
Этап первый. Для сопоставления я нахожу эталонный опыт, имеющий иное содержание, чем желаемая цель, ассоциируемая с
убеждением о неудаче, о котором мне уже известно, что это мне по силам. Для ясности позвольте внести сюда некоторое содержание.
Пусть ваша цель -- похудеть, то есть вы хотите избавиться от лишнего веса. Это является тем содержанием, от которого вы испытываете неприятное чувство неудачи, и мы разложили его на такие составляющие.
Теперь я задаю вам вопрос: Что представляет собой та, другая цель, в отношении которой вы полностью уверены, что в будущем ее достигнете?
Причина, по которой я хочу взять что-нибудь из будущего, заключается в том, что этой цели вы пока не достигли, но она содержит в себе нечто такое, о чем вы точно знаете, что сумеете ее добиться, в чем вы полностью уверены, убеждены. Мы хотим придать то же самое чувство желаемой цели похудеть.

Вопрос: А это обязательно должно быть чем-то, что мы уже совершили?
Ответ: Нет, не обязательно. Необходимо только, чтобы это было нечто, о чем вы точно знаете, что сумеете сделать. Это убеждение о способности.

Нам не дано знать будущего и того, каким оно будет. Идея не в этом. Она в том, чтобы организовать репрезентацию своей желаемой цели таким же образом, каким у вас представлены те цели, в достижении которых вы убеждены. Нас интересует то, что еще не произошло, но к чему вы можете продвигаться с полной уверенностью.
Скажем так: я уверен, что смогу купить новый дом. Теперь мне следует взять все связанное с похудением и вписать в ту же самую структуру, какую представляет собой мой образ мыслей о покупке дома.
С одной стороны, имеется мой образ мыслей о похудении; с другой -- образ мыслей о покупке нового дома.
Этап второй. Я хочу сделать так, чтобы все субмодальности похудения совпадали с субмодальностями покупки нового дома.
Это значит, что если при мысли о покупке нового дома картина -- передо мной, а когда я думаю о похудении, картина находится справа вверху, мне потребуется переместить картину о похудении из правого верхнего положения в место непосредственно перед собой.
Заметьте, что мы не замещаем одно содержание (похудение) на другое (приобретение нового дома).
Содержание не важно. Это означает следующее: я хочу представить и то и другое содержание с помощью одной и той же структуры так, чтобы быть одинаково уверенным и в том и в другом.
Далее я просматриваю все возможные различия субмодальностей. Откуда исходит звучание, когда я думаю о приобретении дома -- изнутри или снаружи? Я собираюсь переместить в то же самое положение голоса и звуки, возникающие при моих размышлениях о похудении.
Итак, я использую стратегию убеждения. Вы выстраиваете ментальную карту данной цели так, чтобы в ней было то же богатство и жизненная энергия, что и в карте чего-то, в достижении чего вы уверены. Вот так.

Вопрос: Должны ли для данного человека уровень эталона и цель в этом опыте быть одного и того же уровня? Например, я почти наверняка уверен, что завтра утром выпью чашечку кофе, но это не так важно, как моя цель.
Ответ: Это хороший вопрос. Я думаю, что чем ближе они друг к другу в смысле испытываемого чувства и в смысле своей значимости, тем лучше. Чем больше усилий и самоотдачи от вас требуется, тем убедительнее все это будет выглядеть.

Относитесь к этому следующим образом: данный метод, как и любой другой, -- это остов. То, что облекает остов плотью и вдыхает в него
жизнь, -- это вы сами. Есть какие-то вещи, которые вы сможете проделывать весьма просто, лишь в силу того, чем сами являетесь, как порой контакт глазами с данным человеком будет иметь гораздо большее значение, чем любой
из этапов данного метода.
Именно ваша сущность и будет проделывать эту работу. Никогда не бойтесь обратиться к интуиции, если необходимо заставить что-то работать.

А. Бек приводит перечень убеждений, предрасполагающих к .

Вот некоторые из них:

  1. Чтобы быть счастливым, нужно всегда добиваться успеха.
  2. Чтобы быть счастливым, нужно, чтобы все любили тебя.
  3. Если я сделаю ошибку, это будет означать, что я бестолковый.
  4. Я не могу жить без тебя.
  5. Если человек спорит со мной, значит, я не нравлюсь ему.
  6. Мое человеческое достоинство зависит от того, что думают обо мне другие.

Пациент, имеющий большой «стаж» депрессии, крепко держится за свои негативные убеждения и выводы. Он не хочет исследовать или подвергнуть их сомнению. Они стали такой же частью его сущности, каковой является, например, половая принадлежность. Вся жизнь строится таким образом, чтобы доказать себе и окружающим истинность своих представлений.

Работа с убеждениями включает в себя исследование убеждений и их модификацию. Выявление убеждений служит первым шагом к их изменению. Психотерапевт помогает пациенту обнаружить, какое убеждение лежит в основе той или иной автоматической мысли, и затем побуждает его проверить достоверность этого убеждения.

Когда убеждения сформулированы и таким образом извлечены на свет, их абсурдность или дезадаптивный характер становятся очевидными для многих пациентов. Например, один пациент считал, что люди, которые не соглашаются с его мнением, плохо относятся к нему. Но он также был убежден в том, что невозможно угодить всем сразу. Сопоставив второе убеждение с первым, он пришел к выводу, что для него не должно иметь большого значения, согласны с ним другие или нет.