История сумок. История пляжной сумки Кто подарил миру первую сумку унисекс

История появления на свет вещей всегда привлекательна, так как это история уводит нас к корням древних артефактов, к истокам зарождения цивилизаций и материальных свидетельств появления и развития культуры человечества. Казалось бы, всегда все было заведено, как у нас с вами сейчас. Всегда были сумки, и всегда они были сугубо женским атрибутом и всегда делились четко по назначению:
вечерние и нарядные - для мелочей и косметики;
деловые и строгие - для бумаг и документов;
практичные, хозяйственные - для всякого рода покупок;
дорожные - для всего сразу.

Но не все то правильно, что нам таким кажется. Сумки, такие необходимые и привычные, что "без них -- как без рук", возникли совсем недавно, около трех веков тому назад.

Когда появилась современная сумка

История современной сумки началась в XVII веке. Но если вглядеться в глубь веков, то обнаружится интересный факт: сумка была предметом сугубо мужским, и совсем не женским. Особенно кожаная сумка, предмет дорогой, редкий, передававшийся из поколения к поколению по наследству -- от отца к сыну. Кожа всегда была материал редкий и дорогой. Поэтому народ пользовался сумками не всегда кожаными. Никому бы в голову не пришло резать своего собственного теленка, корову-кормилицу, или козу для изготовления сумки или пары сапог.

Народ пользовался матерчатыми сумками, которые назвались по-разному, оставаясь при этом именно хозяйственными сумками. Они так и назывались - сумой. Но были еще и киса, и карман, и мошна, и мешок, а еще катуль, кошель, котомка, и это далеко не полный перечень названий. В нем не учтены многочисленные диалектные и региональные варианты слова "сумка". Почему же существуют такие разные названия для одного предмета?

Когда появилась первая сумка? Сумка, кисет, киса.

История появления на свет сумки таинственна и не вполне ясна. Корни ее теряются в седой древности, такой далекой и архаичной, что от мифов Древней Греции веет юношеской наивностью. Ясно только то, что сумка, происходят из одного прародителя, а именно - от денежного мешка. Кстати, это подтверждает и лингвистика. Например, в английском языке дамская сумочка и кошелек обозначаются одним и тем же словом - "purse".

Еще до древних греков ассирийцы и вавилоняне имели обычай носить деньги в специально сшитых мешочках, перетянутых ремешком или крепкой тесемкой.

А вот так выглядела волшебная сумка древнегреческого героя Персея, который, судя по сохранившемуся изображению на краснофигурной вазе, пользуясь шлемом-невидимкой и крылатыми сандалиями, собирается спастись от преследования жаждущей мести сестры Медузы Горгоны.

Эту сумку из волшебной ткани, принимавшую размеры и форму предмета, который в ней находился, Персею подарили морские нимфы вместе со шлемом-невидимкой и сандалиями с крыльями.

Сума, калита, карман, кисет, котомка, кошель, мошна, торба - все эти слова когда-то обозначали кожаный или матерчатый затяжной мешок или мешочек, в котором хранили и перевозили деньги и который привешивали к поясу или носили через плечо самые разные люди - купцы, нищие бродяги, князья, мастеровые, дворяне и крестьяне.

В поисках родины сумки, отправившись в путешествие по словарям, мы узнаем, что Великий князь московский Иван I из рода Рюриковичей получил прозвище "Калита", что означало "мешок с деньгами". Дворяне, служившие при дворе этого князя, получали фамилию Калитины. Само слово "калита" тюркского происхождения, от тюркского "калта", что также означает "мешок для денег, кошелек".

Мы узнаем, что слово "кисет", как называют небольшой мешочек для хранения табака, затягиваемый шнурком, также пришло к нам из тюркского языка. Название этого мешочка для табака образовано от тюркского "киса?" и означало "кожаная сумка". Но кисетом в Турции называли специальный дорого сделанный мешочек для хранения золотых монет. Обычно турецкий султан одаривал кисетами с деньгами своих любимцев. В Европе эпохи крестовых походов он был известен под названием "сарацинский кисет".


Изучая историю такого привычного и необходимого в повседневной жизни аксессуара, как сумка, мы узнаем, что слово "мошенник" произошло от слова "мошна" и означало воришку, который умел ловко срезать привязанную к поясу мошну. Вот так выглядела дорогая княжеская мошна.

Мошна по Далю - это "кошель, сумка, киса, мешочек денежный, на вздержке или с завязкою, частная казна, деньги, богатство". На Руси деньги были весьма увесисты, и мошна должна была быть очень прочной, из качественной кожи. Мошна, в которой лежало больше десяти рублей, была весьма весомой - несколько килограммов. Слово мошна в своем первоначальном значении дошло и до наших дней. Вот несколько поговорок, собранных Далем и актуальных и используемых по сию пору:

Доставай мошну, расплачивайся.
Доставай мошну, вытряхай казну!
Нет в голове, нет и в мошне.
В мошне густо, так и дома не пусто.
И велика была мошна, да вся изошла.
Из чужой мошны платить не тяга.
В чужой мошне - не в своей квашне: не смекнешь, где густо, где пусто.
Чужая мошна, что чужая совесть: потемки.

Как уже упоминалось, древние ассирийцы и вавилоняне носили поясные мешочки для денег. Их имели при себе исключительно мужчины. Древние греки и римляне носили такие мешочки на поясе хитона. В Древнем мире шили и специальные большие мешки или сумки для хранения большого количества денег еще до нашей эры, с тех пор, как появились первые деньги в виде монет бронзовых, железных, так как матерчатый или вязаный мешочек довольно быстро протирался и рвался, а это часто грозило потерей всего состояния. Выделанная же кожа была мягкой и прочной.

В средневековой Европе в эпоху крестовых походов получили распространение "сарацинские кисеты". И чем больше и объемнее был такой кисет для денег, тем богаче был человек. Здесь исток такого выражения как "денежный мешок". При дворе герцога Бургундского такой кожаный мешочек для денег являлся обязательной частью придворного туалета кавалеров и дам, и назывался он уже не сарацинский кисет, а омоньер.

В позднюю готику появились целые коллекции омоньеров самой различной величины, которые носили у пояса. Европейские женщины пристегивали мешочек к поясу и носили его под верхней юбкой, в которой был предусмотрен специальный разрез (праобраз современного кармана), чтобы доставать деньги. И, конечно же, именно женщины носили в своих поясных омоньерах не только деньги. Этот факт и положил начало современной сумке, в которой в наши дни носят не только кошелек с деньгами, но и многое другое. Европейские женщины носили в сарацинских мешочках еще необходимые мелкие вещи, такие как, маленькое зеркальце, мелкие ключики от шкатулок, гребешок и другие мелкие предметы.

Таким образом, мы можем считать, что современная сумка произошла от банального сарацинского кисета стараниями европейских модниц. В XVII столетия женщины стали продолжали носить богато украшенные бисером и стеклярусом вышитые, вязаные, плетеные сумочки-кисеты, хотя мода быстро и радикально менялась: мешочки перестали прятать в карманах под верхней юбкой. Богато украшенные стеклярусом и бисером, а у аристократов и драгоценными камнями, они выставлялись на показ как символ знатности и власти. Деньги и прочие мелкие вещи носили бы в поясных мешочках и до сих пор, если бы великий французский король-солнце Людовик XIV не придумал карман. Первый в Европе карман в современном понимании появился на камзоле Его Величества в XVII веке. Затем, позднее карманы появились на жилетах, а затем, с появлением брюк, и на брюках. И все же сумка, как мы ее понимаем, еще долго ждала своего часа.

Итак, в XVII веке мужчины обзавелись карманами и перестали носить поясные мешочки. В то же самое время в Германии и скандинавских странах стали появляться женские сумки именно как сумки. Это была объемная плоская сумка из ткани или кожи, крепящаяся на металлический прямоугольный каркас. Эти сумки были объемны, но носились также, как и поясные мешочки - на пояс. Фактически это была еще не совсем сумка, а модернизированный поясной мешок. Такие сумки были обязательной замужней женщины и хозяйки дома. Они часто передавалась по наследству. В богатых семьях использовали серебряный каркас и дорогие ткани, в домах победнее довольствовались медной или железной рамкой и недорогим сукном или кожей. Это же время стали появляться и специальные женские сумки для молитвенников, с которыми благочестивые прихожанки посещали церковь. Мужчины же совсем почти отказались от поясных мешочков и пользовались исключительно карманами. Только завзятые картежники и любители табака продолжали пользоваться небольшими, великолепно изукрашенными мешочками, в виде прямоугольной рамки. изукрашенными, где они хранили кости, карточные колоды и табакерки. Но и эти поясные мешочки стали все более походить на матерчатую сумку: дорогую ткань крепили к прямоугольной рамке.

Ко времени Французской революции женская сумочка появилась в высших сферах аристократических кругов. Но там она сохранила традиционную форму старинного поясного мешочка. Моду при дворе на изящную женскую сумочку ввела фаворитка Людовика XV маркиза де"Помпадур. Это был мешочек для рукоделия, изготовленный из бархата и кружев. Его отличало от поясного мешочка важное отличие. Он был с длинными ручками-тесемками и стал аксессуаром, обязательным для всякой уважающей себя la dame a la mode. Миниатюрная сумочка в форме затянутого тесемкой мешочка и по сей день называется "помпадур", хотя она более известна как ридикюль, как называли эту сумочку для рукоделия, в которой хранились нитки и иголки, современники маркизы: reticule, от латинского reticulum, что переводится как "сеточка".

Мода на сумочки для рукоделия моментально распространилась из великосветских салонов в мещанские гостиные. Спрос на ридикюль вырос. Но одновременно с массовостью спроса появились новые, более демократичные требования к крохотному ридикюлю. В среде, где самым пристойным занятием для женщины считалось вышивание и шитье, рабочая сумка стала плоской и прямоугольной. Такие сумки изготавливались из атласа, обильно декорировали вышивкой, украшались стеклярусом, кистями и лентами. Сумка демонстрировала изобретательность и искусность хозяйки, поскольку чаще всего ее изготовляли собственными руками. Особую важность такая демонстрация приобретала во время бракосочетания, к которому невеста готовила особую, свадебную сумочку. Повышение спроса на сумочки для рукоделия породило и увеличенное предложение рынка. Активно стала развиваться индустрия роскоши, когда многочисленные кустарные мастерские изготовливали модные ридикули на продажу. Так появилось, хотя поначалу и кустарное, но все же массовое производство дамских сумок для рукоделия.

В XIX веке, в связи с большей демократизацией аристократических кругов, возникло множество других разновидностей дамских сумок. Сумочки для рукоделия отошли на второй план, но появились очень миниатюрные, которые предназначались специально для визитов. В них не могло поместиться ничего, кроме визитных карточек. Появились и другие виды сумочек, более функциональные. Например, в роскошные вечерние сумки вкладывались веер и бальная записная книжка (carnet de bal).

Театральные сумки вмещали в себя веер, лорнет или театральный бинокль. Обычно вечерние и театральные сумочки снабжались еще и кармашком для флакона с духами и крохотным кошельком-монетницей для мелочи. Техника их изготовления была самой разнообразной и зачастую подобные сумочки представляли собой настоящее произведение искусства. Самые популярные сумочки изготавливались из ткани атласной, парчовой или гобеленовой. Иногда ткань с тематическим, жанровым или пейзажным рисунком ткали по специальному заказу, иногда украшали вышивкой гарусной или бисерной. Среди сортов старинного бисера были настолько мелкие, что даже специальные иглы диаметром 0,2-0,3 мм оказывались слишком толстыми для их отверстий.

Таким аксессуаром дам высшего света, дам из средних дворянских и мещанских кругов сумочка оставалась до исчезновения жестких социальных сословий. Демократизация масс породила массовый запрос и на сумки. Кроме того, раскрепощенные массы увлеклись туризмом и путешествиям, что раньше было доступно лишь богачам и аристократам. Мода на путешествия и туризм в конце XIX - начале XX века породила багажную сумку. Эта сумка для путешествий и стала тем неотъемлемым предметом гардероба европейцев, который мы называем сумкой. Для путешествий не нужны изысканные сумочки. Дамская сумка осталась декоративным аксессуаром, обязательным, к примеру, для театралов, но у нее появился динамичный клон в виде дорожной, деловой и функциональной сумки. Сказался на этом и процесс женской эмансипации. В 1896 году дом Louis Vuitton представил миру первую багажную коллекцию со своим знаменитым логотипом LV. С этого момента багаж властно вторгается в сферу моды, а женская сумочка постоянно балансирует на грани между чисто светской принадлежностью и саквояжем. Помимо собственно сумочки (purse, reticule) в женском обиходе появилась более вместительная разновидность "handbag".


В современном понимании сумка - галантерейный товар, не только функциональный, но и эмоционально окрашенный, нарядный, модный аксессуар. Современная сумка - это и то, что украшает женщину наравне с добродетелью и маленьким черным платьем (как утверждала великая Коко Шанель), и то что прагматично и полезно мужчинам.

21 июля 2011, 13:18

Недавно этот предмет гардероба вызвал на Сплетнике не шуточныек баталии. Но факт остается фактом - сумка - этопредмет одежды! Поэтому предлагаю поговорить немного об истории сумки.
По мнению историков женская сумочка началась с кармана. Первые карманы появились на камзоле Людовика XIV. И уже позже они расположились на жилетах и на брюках.
Раньше монеты носили в мешочках. Мужчины - на поясе, а женщины - под юбкой. Новинка в одежде в виде карманов мужчин вполне устроила, и они стали довольствоваться ими. Женщины, взяв идею кармана в основу, принялись изобретать сумочки. Сначала женщины носили небольшие сумочки-мешочки, чтобы хранить в них мелкие предметы. Но уже тогда эти сумочки имели разные формы и украшения, и изготавливались из различных материалов. В бургундии при дворе сумки являлись частью придворного туалета и назывались «омоньерами». В те далекие времена создавались целые коллекции сумочек-мешочков. А так как они крепились к поясу на шнурок, то ходьба сопровождалась звоном монет. В XVII веке женщины стали украшать сумочки бисером и стеклярусом. Неугомонные в выдумке женщины украшали сумки вышивкой, вязали или плели сумоски-кисеты (ридикюли). Изменив внешний вид сумочек-мешочков, женщины перестали их прятать под юбкой или в карманы. им захотелось показать свои красивые сумочки всему миру. Так изменилась история моды на сумочки.
В следующем столетии появились сумочки из ткани, оформленные кружевами. Их назвали "помпадур" в память о фаворитке французского короля - Людовика XV. Богатые дамы соревновались в изготовлении наиболее яркой и броской сумочки. В этом же XVIII веке появились и потайные карманы, вшитые в боковые швы юбок и брюк. Когда появились узкие и длинные юбки, исчезло место для карманов. И вот тогда появились самые разные сумки. На длинной ручке, чтобы можно было повесить ее на плечо. Больших размеров, чтобы больше в нее положить. И так далее. Так появились сумочки, которые являются прообразом наших современных сумок. Как шутят мужчины, женская сумка - это аналог мужского гаража (некоторые умудряются терять в своей сумке самые неожиданные вещи, как это часто случается с мужчинами в гараже). Естественно, женщины никак не могли ограничить себя маленьким мешочком под юбкой, если можно иметь более вместительную и практичную сумку.
Легендарная сумка Биркин Согласно легенде, история создания культовой сумки началась в салоне самолета. По счастливой случайности соседом в самолете у фотомодели, актрисы и певицы Джейн Биркин (Jane Birkin) оказался глава фирмы Hermes. Джейн пожаловалась соседу, что никак не может подобрать себе удобную сумку. «Я сделаю Вам сумку, с которой Вы не расстанетесь никогда», - пообещал ей сосед. Так в 1984 году появилась на свет легендарная сумка Биркин. По другой (менее романтичной) версии, эскиз сумки придумала и набросала сама актриса. Она случайно уронила эскизы, и помог ей их содобрать представитель фирмы Hermes. Он и предложил актрисе сделать сумку и дать ей имя Биркин. Почему эта сумка так известна? Она изготавливается из телячьей или крокодиловой кожи, устойчива к появлению царапин, но при этом мягкая и приятная на ощупь. Фурнитура изготавливается из золота или палладия. У этой сумки есть замок, который закрывается на ключ. Сама сумка очень дорогая, стоит целое состояние. Средняя цена сумки Биркин достигает $27000. Тем не менее желающие заполучить ее могут ожидать своей очереди от двух до пяти лет.
Такая высокая цена означает не только безупречное качество сумки. Покупая эту сумку, люди покупают легенду. Появление сумки-конверта относится к 20-м годам 20 века. А к началу второй мировой войны появилось большое разнообразие сумок для автомобиля, чемоданов и портфелей, берущих свое начало от обычной дорожной сумки. После войны стали носить сумки большого размера и преимущественно на ремне. Знаменитый дизайнер Кристиан Диор наравне с женственными формами одежды предложил и сумки иного вида - с драпировками и другими всевозможными украшениями. Возникновение молодежной моды резко поменяло стиль сумок. Теперь сумки приобрели черты спортивного стиля. Сейчас мода предлагает очень большой выбор сумок разных форм, размеров и самого разного назначения.
Такое разнообразие объяснимо - сумки должны вписываться в общий стиль одежды, и быть удобными для людей с самыми разными вкусами, а их - великое множество. Ну и просто фото сумок, хороших и разных:)





Всем спасибо!

Образ современной женщины состоит из множества атрибутов, и сумка является одним из них. По ее содержимому можно узнать не только стиль жизни девушки, но и сделать выводы касаемо ее характера. Но было ли так всегда? Что значила сумка для женщин в Средневековье, какие функции она выполняла в 90-х годах? Я решила изучить историю этого аксессуара, чтобы проследить как вместе с тенденциями видоизменялись модели сумок. Итак, начнем.

История моды: дамская сумочка

Сумкой начали пользоваться еще на заре цивилизации. Кочевники отправлялись в путь, в поисках приемлемых мест для жизни и им приходилось брать все самое необходимое с собой. Мужчины, шли налегке, неся только оружие и некоторые орудия труда. А женщины наполняли запечные торбы, сшитые из шкур животных нехитрой утварью, полезное в домашнем хозяйстве. На примере этого можно понять, почему современные женщины не могут выйти из дома без сумки. Виной всему генетическая память и осознание того, что нужно быть готовой к самым неожиданным обстоятельствам.

Но вернемся к истории. Со временем эти мешки превратились в настоящие сумки – с длинным ремнем и несколькими отделениями. Каждый народ имел собственные традиции в отделке этого аксессуара. Северные народы для отделки использовали олений мех, индейские племена – бусины и иглы дикобраза. Кстати, этнические мотивы в виде меховых аппликаций и бисерной вышивки стали источником вдохновения для многих модельеров. К примеру, в 2015 году изделия, украшенные натуральным мехом стали фаворитами подиума.

Но время шло, потребности людей изменялись. Людям больше не нужно было таскать тяжелые баулы, так как многие обзавелись домами, в которых хранилось все самое необходимое. Горожанам было достаточно небольших кошелей, которые крепились к поясу. Их старались прятать в складках пальто, чтобы не стать добычей вора, а на Руси дамы прятали все самое нужное в широких рукавах – прямо как в истории про Царевну-лягушку.


В Европе в 14-16 веке люди начали уделять большое внимание эстетике и это отразилось на сумках. Их начали украшать тончайшей вышивкой, драгоценными камнями и бисером. Для пошива использовали не только кожу, но и шелк и бархат.

Во времена Елизаветы I Английской модными стали сумки, декорированными золотыми нитями. Их могли себе позволить исключительно аристократы, так как стоили они очень дорого и шились по персональному заказу.



Шли года и знатным женщинам требовалось иметь при себе еще больше предметов для наведения красоты. Начали появляться более вместительные сумки, способные вместить пудреницу, зеркало, флакончик с духами и кошелек. Настоящий фурор произвел фасон сумки, придуманный мадам де Помпадур. Это была элегантная модель из бархата, перевязанная тонким шнуром. Французы называли ее «ридикюль» и это название сохранилось по сей день. Сегодня такие сумочки можно увидеть как дополнение к свадебному или вечернему платью.



В конце 19 века в моду начали входить сумки-саквояжи. В 1986 году легендарный бренд Lui Vuitton выпустил коллекцию дамских саквояжей, украшенных вставками из лакированной кожи и металлическими элементами. 1986 год можно считать датой того, когда вместительные сумки окончательно вошли в моду.


Параллельно саквояжу модной стала сумка в стиле «Мэри Поппинс». Она имела прямоугольную форму и две короткие ручки, позволяющие носить ее на плече.

В 1960 году была изобретена сумка, ставшая настоящей модной легендой. Ее разработала фирма Hermes специально для певицы Джейн Биркин. Это была классическая сумка однотонной расцветки, выполненная из кожи экзотических животных. С тех пор сумка Биркин стала настолько популярной, что каждая вторая голливудская знаменитость имела ее в своем гардеробе.


Еще одним ярким проявлением той эпохи стала сумка-минодьер, выполненная в виде штукатурки с богатой отделкой.



В начале марта Технологический институт моды в Нью-Йорке открыл выставку, посвященную почти 300-летней истории женской сумочки. Эксперты выставки утверждают, что раньше ридикюль использовался для переноски «писем, маленьких фруктов вроде апельсинов, вязальных спиц». Если женщина обладала высоким социальным статусом, то содержимое ее сумочки зависело от времени дня.

Теперь статус женщины можно определить не заглядывая ей в сумку — ридикюль давно научился говорить за свою владелицу. История появления культовых моделей сумок, которые будут актуальны всегда, — в нашей подборке.

2.55

Chanel

В 2005 году модель сумки отметила свой 50-летний юбилей. История создания первой дамской сумки на цепочке прозаична — такое часто бывает с гениальными изобретениями. Когда с успехом вернулась в модную индустрию в 1954 году, она решила улучшить свою классическую сумку с двумя зеркально переплетенными «С». У сумки появилась ручка исключительно из соображений удобства:

Габриель курила настолько много, что не могла больше держать ридикюль в руке — поэтому сначала она прикрепила к нему шейный платок, а позже цепочку.

В одно из звеньев можно было даже на время вставить папиросу, чтобы достать нужный предмет без риска ее уронить. После выхода сенсационной новинки все клиентки Chanel срочно обзавелись «2.55»: название модели — это дата ее создания, февраль 1955 года. Не стоит забывать о том, что Коко верила в магию чисел, а пятерку считала символом личной удачи.

Fendi Baguette


Fendi

«Багет» от Фенди стал первой сумкой, которую начали называть «It bag», то есть сумкой — голосом целой модной эпохи, поколения. Авторство принадлежит великой Сильвии Вентурини Фенди, а забавное название появилось благодаря форме: небольшая наплечная сумка помещается подмышку также просто, как и фирменный французский хлеб.

Свое признание и невероятно высокий спрос миниатюрная сумка получила благодаря сериалу «Секс в большом городе», в котором Брэдшоу несколько сезонов диктовала женщинам всего мира, что они должны хотеть.

Даже прокомментировала участие сумки в съемках: «Багет открыл шлюзы (в сериале), повлияв на характер Кэрри и сыграв ключевую роль для женщин — впервые мы увидели женщину, которая живет по своим правилам и платит больше за сумку, чем за аренду, если она этого хочет.

Hermès Birkin


Hermes

Эта модель сумки остается самым желанным аксессуаром категории люкс на рынке, а инвестировать в ее покупку более выгодно, чем в золото. Цена ее, в среднем, составляет $15 тысяч за один экземпляр, изготовленный специально для вашего удовольствия и социального статуса.

Согласно легенде дома Hermès, идея культовой модели Биркин зародилась во время неожиданной встречи в 1981 году: на соседних местах в самолете оказались Джейн Биркин и креативный директор марки Жан-Луи Дюма. Задолго до того как ее имя стало ассоциироваться с моделью сумки, Джейн Биркин знали как певицу, актрису и филантропа, но самое главное — французскую икону стиля.

Популярная история повествует о том, как мисс Биркин вдохновила французского кутюрье своей соломенной сумкой-тоут, из которой вываливалось ее содержимое.

Дюма решил создать сумку, в которую можно было бы положить много вещей и в то же время легко путешествовать. Через четыре года эскиз, набросанный в самолете на пакете, который используется при сильной тошноте, был, наконец, воплощен в жизнь.

Слава не пришла к роскошной модели быстро: в восьмидесятых рынок сумок категории люкс практически полностью занимала Chanel, а вот уже в середине 90-х ее понемногу начали покупать. Как ни парадоксально, на десятилетия вперед Birkin прославил все тот же «Секс в большом городе» — в 2001 году вышла серия, сюжет которой был полностью связан с сумкой. С тех пор, как (героиня ) закричала: «Это моя Биркин!», прошло уже 17 лет, а собственную сумку из телячьей кожи сегодня все равно придется подождать от 6 месяцев до 6 лет.

Hermès Kelly


Hermes

История дома Hermès богата культовыми сумками и иконами стиля своей эпохи: модель «Келли» — этому подтверждение. Ее, разумеется, назвали в честь американской актрисы, которая стала принцессой Монако — настоящей Золушки 50-х годов прошлого столетия, Грейс Келли. Ее любовная история с Hermès началась во время съемки картины Альфреда Хичкока «Поймать вора». Сумка, названная в честь актрисы, 20 лет существовала на рынке совершенно безымянной: свое название сумочка этой модели получила после того, как во время беременности Грейс Келли часто прикрывала живот именно ей.

Начиная с древних сумок, расшитых бусинами, которые носили духовные лидеры некоторых африканских племен, и до современных творений от-кутюр, сумки были и хранилищами секретов (или, как минимум, просто необходимым вещей), и символами статуса. Из-за этого сумка - особенно женская сумочка - многократно и по-разному интерпретировалась представителями различных направлений психологии, в частности, психоанализа. Кто-то даже предлагал считать содержимое сумочки репрезентаций бессознательного - и правда, сумочка может многое рассказать о своей хозяйке. Впрочем, для большинства женщин гораздо важнее, что думают о сумках дизайнеры, создающие те сумки, которые будут в моде завтра.

История

Хотя само понятие сумочки как предмета гардероба появилось только в середине 19 века, люди использовали различные виды сумок уже очень давно. На египетских фресках можно видеть мужчин, которые носили сумки на поясе, а в библейских текстах Иуда Искариот носил кошелек или сумку с деньгами, на которые жилы апостолы и их Учитель.

В 14 и 15 веках мужчины и женщины в Европе носили небольшие сумки на поясе - поскольку карманов еще не было, в этих сумках носили предметы, которые могли понадобиться в любой момент. Эта сумка являлась, по сути, мешочком, завязывающимся веревкой или кожаным шнурком. Материал, и которого делались такие сумки, зависел от статуса человека и моды.

В 16 и 17 веке женские юбки достигли огромных размеров, а значит, модные ранее небольшие поясные сумки легко могли потеряться в складках ткани. Женщины начали носить небольшие сумочки под юбкой, а для мужчин появились маленькие кожаные сумки, которые носили под модными тогда бриджами. Крестьяне и путешественники носили большие кожаные или матерчатые сумки на длинном ремне, который пересекал туловище по диагонали - их можно увидеть на некоторых картинах Питера Брейгеля.

Кроме того, поскольку в те времена люди не очень тщательно следили за своей гигиеной, многие аристократы носили при себе небольшие сумки или мешочки с ароматными травами или кусками ткани, пропитанными духами.

После Революции пышные юбки становились все менее популярными, а под вошедшими в моду довольно узкими юбками для сумок и мешочков не оставалось места. Их снова стали носить на виду - теперь эти сумочки стали называть ридикюлями.

В 19 веке, несмотря на то, что в одежде широко использовались обычные карманы, женщины продолжали носить сумочки. Более того, они тратили огромное количество времени на вышивание своих сумочек; часто на них вышивались инициалы дамы и ее потенциального мужа. Сумочки носили в руках или крепили их к поясу.

Однако настоящая революция в моде на различные сумки началась со строительством железных дорог. Поскольку женщины становились все более мобильными, производители клади для багажа начали делать не только громоздкие чемоданы, но и небольшие сумки, которые можно было носить в руках - тогда появилось такое понятие, как ручная кладь. Многие из сегодняшних знаменитых производителей сумок начинали карьеру в то время. Например, Тьерри Гермес занимался изготовлением упряжи и седел, прежде чем открыл свою фирму по производству сумок в 1837 году. Луи Виттон в начале 19 века занимался изготовлением чемоданов, а в 1854 году у него был собственный торговый дом, где продавались различные сумки, созданные основанной им компанией. Современные сумки нередко напоминают старые чемоданы своими застежками, заклепками, а иногда и размерами.

ХХ век

В 20 веке мода на сумки развивалась также стремительно, как и все остальное в этом веке. Женщины могли выбирать между маленькими ридикюлями, небольшими кожаными сумками и сумками для шопинга довольно большого размера. После Первой мировой войны появился клатч - небольшая сумочка без ручек, которые женщины носили подмышкой. Найденная в 1923 году гробница Тутанхамона привела к всплеску мода на египетские мотивы, что немедленно отразилось в дизайне сумочек.

К 1930-м годам почти все виды сумок, которые люди используют сегодня, уже были изобретены. Популярный в это время стиль арт-деко вдохновлял дизайнеров использовать такие достижения индустриализации, как пластик и замок-молния.

Вторая мировая война изменила округлые, плавные формы на более жесткие и резкие, свойственные стилю милитари. Сумки стали большие, прямоугольнее и практичнее - они отражали стремление и необходимость женщины быть сильной и самодостаточной. Поскольку молний, зеркал и кожи не хватало, дизайнеры обрались к дереву и новым синтетическим материалам. Появилась плетеная сумка - ее часто детали дома, своими руками. В Великобритании во время войны создавали с таким расчетом, чтобы они подходили к гардеробу, и чтобы в них можно было носить противогаз. Практически во всем мире женщины стали носить сумки на плечах; после окончания войны такие сумки стали атрибутом путешествий, и вернулись в моду лишь в 1970-х годах.

Экономический подъем, начавшийся в 1950-х годах, сделал сумку практически культовым элементов гардероба. Ведущие дома моды вовсю пользовались преимуществами эпохи, когда правильность сочетания цветов, текстур и аксессуаров стала почти моральным стандартом. Маленькая сумочка, ставшая модным атрибутом послевоенной моды, обозначила возвращение женственности, а также - возвращение женщины с фабрики к домашнему очагу.

В 1960-х понятие приемлемого и правильного в одежде быстро расшатывалось. Сумочки на длинных цепочках или ремешках были первым шагом от традиций в сторону комфорта. Затем в моду начали входить сумки из ткани, часто вышитые цветами, символами эры хиппи. К концу 1970-х большие сумки через плечо окончательно воцарились в моде - теперь на них было много молний, карманов и заклепок. Большая удобная сумка снова стала одним из символов борьбы, но теперь не против фашизма, а за равноправие женщин.

В 1980-х годах впервые был поднят вопрос о том, как сумки влияют на здоровье. Это немедленно нашло отклик у модных дизайнеров - они начали создавать сумки, скорее напоминавшие спортивные, чем элегантные женские. Prada выпустила черный нейлоновый рюкзак, который стал первой сумкой в стиле унисекс. Примерно в то же время появилась классическая стеганая сумка от Веры Бредли.

Сегодня модными являются практически любые сумки. По крайней мере, дизайнеры используют самые разнообразные фасоны и материалы - от меха , льна, непромокающих синтетических тканей, до искусственной кожи рептилий. Сумки через плечо, долгое время считавшиеся женским атрибутом, сегодня становятся все более популярными среди мужчин. Возможно, именно демократичность сумок является причиной того, что они на протяжение многих лет остаются неизменным атрибутом гардероба и, судя по всему, если и выйдут из моды, то очень нескоро.