Как фотографируют маленьких детей. А вы знаете как правильно фотографировать новорожденных детей? Общение с ребенком во время фотосессии

Малыши от 1 до 3-х лет непоседливы, любопытны и еще не умеют позировать. Однако в этом, пожалуй, и заключается главная прелесть таких детских фото. На основе уникального курса «Детская фотография. Основы » эксперты Fotoshkola.net специально для читательниц журнала «Мама и малыш» подготовили 7 простых рекомендаций, которые помогут вам сделать замечательные кадры с малышами в главной роли. Приступаем!

1. Основательно подготовьтесь к детской фотосъёмке. Вот небольшой чек-лист:

  • Зарядите аккумулятор фотоаппарата;
  • Убедитесь, что на картах памяти достаточно места;
  • Проверьте, что весь реквизит в шаговой доступности от вас.

Детки в этом возрасте нетерпеливы и непоседливы, нужно только успевать ловить момент! Поэтому лучше, если всё будет наготове.

2. Фотографируйте на уровне глаз малыша. Так вы запечатлите даже секундные эмоции и будете видеть мир таким, каким его видит ребёнок.

Фото: Анастасия Гуреева, студентка Fotoshkola.net

3. Постарайтесь в рамках кадра рассказать о ребёнке, его увлечениях. Если он любит рисовать, непременно сфотографируйте его с красками, «готовить» - с кухонной утварью, играть на папиной гитаре - с гитарой.

4. Существует математическое правило, которое применяется к такому творческому направлению, как фотография - правило третей. Это очень мощный композиционный приём. Если вкратце и упрощённо: сместите главный объект съёмки от центра ближе к границам третей кадра, и снимок станет интереснее.

Конечно, в этом возрасте ребёнок не стоит на месте, ему интересно исследовать всё вокруг, и поймать его в кадр с учётом всех правил - задача не из простых. Однако можно нажать на кнопку спуска фотоаппарата, «поймав» малыша в центре кадра, а потом просто скадрировать снимок в любом фоторедакторе.

5. Заранее разберитесь с настройками вашей фотокамеры. Ребёнок бегает, прыгает и играет, поэтому параметры нужно настроить так, чтобы кадр не получился смазанным. Лучше всего снимать ребёнка в режиме приоритета выдержки (Tv), он идеален для таких сюжетов и позволит получить вам больше резких кадров:

6. Не расстраивайтесь, если что-то пошло не по плану. Порой чудесные кадры получается сделать там, где мы и не ожидали. Например, история одного снимка: «Пошли на ферму, чтобы сделать карточку с тыквами, даже кофту специальную одели. Но на тыквах ребёнок отказался позировать, а вот с яблоками несколько кадров сделать получилось». И ведь, согласитесь, отличный кадр:

В возрасте от года до трёх детки не умеют позировать, чётко выполняя пожелания фотографа. Но в этом есть большой плюс! Эмоции в кадре получаются «живыми», естественными. Поэтому никаких инструкций, только игра и удовольствие от процесса.

7. Фотографируйте много! Фотосессия, которую вы устроите ребёнку, станет замечательным совместным досугом - ярким, запоминающимся и увлекательным. И чем больше кадров вы сделаете, тем больше шанс получить интересные фотографии.

До новых снимков!

Советы мамы-папарацци

Эта статья посвящается родителям - фотолюбителям, и мы поговорим о том, как правильно фотографировать наших собственных чад. Про чужих детей сегодня не будем говорить, а разберемся с родными маленькими моделями.

Во-первых, они всегда под рукой, или лучше сказать, крутятся под ногами. То есть это благодарный и доступный объект для фотосъемки.

Во-вторых, не надо просить разрешения на фотосъемку и публикацию фотографий. Пока ребенку не исполнилось 18 лет, вы решаете, что и где публиковать. Это удобно, если вы ведете свой блог или продаете фотографии на стоках. Хотя сейчас время такое, что уже у четырехлетних стоит просить разрешение на публикацию их снимков в фейсбук! Все фотографии, представленные здесь, публикуются с разрешения моих дочерей.

В-третьих, детки меняются каждый день и не помнят себя в раннем возрасте. Мы с помощью фотографий восполняем «белые пятна» в их памяти. Создавая фотолетопись, мы позволяем выросшему ребенку вернуться в детство. Перелистывая домашний альбом и глядя на свои фотографии, он создаст для себя историю своей жизни. В снимках, где ребенок изображен на руках у папы и мамы, в объятьях бабушки, с любимой игрушкой, он будет черпать доказательства, что его любили и любят. А это очень важное для человека чувство! Оно дает взрослому опору, уверенность в себе. Вот так, а вы говорите, просто картинки в семейном альбоме!

Фотографируя детей, ловите естественные эмоции!

Детство - это ощущение свободы и полета!

Быть родителем - папарацци очень непросто! Поймать в кадр этих сумасшедших гномиков в естественной среде их обитания, так же увлекательно, как и сложно! Пожалуй, самое важное в фотографии детей - следовать за ними, наблюдая со стороны и не вторгаясь в их жизнь, ловя живые естественные эмоции.

Поэтому сегодня мы не будем затрагивать постановочную съемку, а поговорим больше о репортаже.

Конечно, можно взять на себя роль руководителя-сценариста и расписать, что и как должен делать ребенок, пока вы его фотографируете: «Солнышко, посмотри на маму, теперь помаши ручкой!». Порой диву даешься, откуда маленькая модель набралась этих жеманных штампов позирования? Возможно, видела по телевизору. Сохраните подольше естественность в ребенке, не заставляйте его позировать. Не учите детей плохому, они сами научатся!

Многие дети, когда видят в руках взрослого камеру, сразу начинают позировать.

Технические моменты, которые надо знать

Выбор объектива

Прежде всего, давайте подумаем, как вы будете ? Если это группа детей в помещении, тогда лучше всего подойдет широкоугольный объектив 17-35 мм. Наши комнаты, как правило, позволяют использовать оптимальные «портретные» фокусные расстояния 50 -100 мм только для крупных планов. В полный рост модель дома вы уже ими не сфотографируете. Придется с этим смириться.

Если будем фотографировать портреты с близкого расстояния, то вполне подойдет объектив 50- 100 мм. Рекомендуется использовать нормальные фокусные расстояния (50 мм) или короткие телеобъективы (70-135 мм). Широкоугольные искажают черты, если человек расположен близко. При съемке портрета с объективом 17 мм могут получиться лица, как в мультфильмах: большая мордочка и маленькое тело. Или крупные башмаки и где-то вдалеке маленькая голова. Кстати, это тоже интересный художественный прием. Конечно, если модель обладает чувством юмора и не обидится.

На этом снимке хорошо показаны две главные ошибки при съемке портрета. Во-первых, снимок сделан на фокусном расстоянии в 35 мм с близкого расстояния, что искажает черты лица. Во-вторых, резкость наведена не на глаза, а на губы.

Если вы хотите фотографировать «вождей краснокожих» с безопасного расстояния, то можно использовать телеобъектив до 200 мм. В этом случае мы можем «охотиться» скрытно, чтобы наше присутствие не было заметным. Но для этого понадобятся большое открытое пространство, где вы можете отойти на нужное вам расстояние от объекта съемки.

Я предпочитаю фотографировать объективами, фокусное расстояние которых можно менять, так называемые зумы или вариобъективы 17-70 мм. Они дают нужную свободу, чтобы среагировать правильно на происходящие события, приблизить или отдалить объект, не сходя с места.

Выдержка, диафрагма и ISO для фотосъемки детей

Так как дети - это вечные двигатели и прыгатели, то нужно выставлять выдержку не меньше 1/160-1/200 секунды, так как в любой момент ребенок может сделать непредсказуемое резкое движение. Очень удобно снимать в режиме приоритета выдержки (обозначается Tv или S).

И лучше всего кадрировать с запасом, чтобы наш активный объект съемки не выскочил за пределы кадра. То есть делать более открытый снимок, захватывать приличную часть окружающего пространства. Это позволит избежать отрезанных частей тела. Согласитесь, нам нужен наш ребенок весь, в целости и сохранности. Потом при пост-обработке мы сможем убрать лишнее.

Чтобы не пропустить «тот самый» кадр, полезно делать серийную съемку. Эту функцию можно установить в настройках вашего фотоаппарата. При этом вы нажимаете на кнопку «пуск» один раз, а камера делает серию снимков, из которых можно будет выбрать 1-2 приличных.

Выдержка в 1/500 секунды позволила поймать ребенка в движении, ISO 160. Диафрагма закрыта до 7, чтобы увеличить глубину резкости. Использовался следящий автофокус и серийная съемка.

Если нужно сделать фотографию ребенка в прыжке, когда он бежит, тогда придется ставить очень короткую выдержку 1/300 и короче, 1/800. Это можно делать в яркий солнечный день или с импульсным светом.

Оптимальная диафрагма для съемки детей f 5,6. Эта величина даст хорошую глубину резкости, но позволит не уменьшать выдержку. Однако если вы хотите достичь художественного эффекта и мягкости образа, тогда откройте максимально диафрагму.

Если вы общаетесь с фотоаппаратом «на вы», тогда можно начать делать репортаж в те моменты, когда ребенок спокоен, например, рисует, играет в шахматы, смотрит мультфильмы, играет с пеной в ванне. При этом выдержку можно увеличить до 1/100, а порой до 1/60 секунды. Но не забывайте, что важно соблюдать правило «золотой выдержки»: 1/(фокусное расстояние х на кроп-фактор). Иначе снимок может получиться смазанным.

Фотография сделана без вспышки, фокусное расстояние 47 мм, 1/80 сек, ISO 125, f 5,6

Какое ISO устанавливать? Фотосъемка детей - это один из тех случаев, когда можно максимально поднять ISO. Это позволит уменьшить выдержку и не открывать широко диафрагму, тем самым увеличить глубину резкости. Если у вас компакт с маленькой матрицей, то пределом для вас будет ISO 400. На современных зеркальных камерах любительского уровня ISO можно поднять до 800. Хорошие репортажные и профессиональные камеры позволяют делать снимки с ISO 3000 - 5000.

Как определяется предел ISO? Если вы увеличите ISO, то появятся шумы, которые сделают ваш снимок «грязным» и нечетким. Появление цветных точек на изображении и «зерна» - признак того, что вы подошли к пределу хорошего качества для вашей камеры и дальше увеличивать ISO не стоит. Хотя порой можно пренебречь этим и получить шумный кадр, на котором изображен ваш ребенок в какой-то особенный момент. В конце концов, любимые фотографии часто бывают не идеальными. В глянцевый журнал их не возьмут, но поместить Вконтакте или выслать бабушке и дедушке - можно.

Как фокусироваться?

Лучше всего, если объективы будут светосильными в пределах от f/1.8 до f/2.8, так как при выдержке в 1/200 секунды в помещении часто не хватает света, так что приходится открывать диафрагму, а при этом уменьшается глубина резкости.

И перед нами встает другая проблема: где фокусироваться? Лучше всего выставлять фокусное расстояние и диафрагму так, чтобы глубина резкости была достаточной и, как минимум, при съемке портрета все лицо было в резкости. Но если нет выбора, то фокусируемся по глазу, который ближе расположен к фотокамере.

Делая снимок в полный рост движущегося ребенка, некоторые фотографы предпочитают наводить резкость вручную. Они заранее «прицеливаются» в определенную точку, попросив кого-то позировать, затем ждут, когда ребенок окажется в этой точке, и нажимают на кнопку спуска. Данный метод отлично срабатывает, если вы снимаете прыжки, бег, спортивные соревнования, игры и что-то еще в таком плане.

Можно использовать метод предварительной фокусировки, описанный выше, на автомате, затем перевести в ручной режим фокусировки.

У меня не очень хорошее зрение и такой вариант не подходит, поэтому снимаю на автофокусе. Что сделать, чтобы автофокус не промахивался? Прежде всего, выставить фокусировку по одной точке. Если ребенок бежит вам на встречу или от вас, или качается на качелях, то можно использовать следящий автофокус. Обозначается Servo AF у фотоаппаратов Canon и Continuous-servo AF у Nikon. В этом случае фотоаппарат будет постоянно следить за предметом, когда он приближается к вам или отдаляется, если вы держите на половину зажатой кнопку спуска фотоаппарата (так называемый лок-фокус).

Существует еще специальная программа, про которую мне рассказали профессиональные фотографы. Она позволяет сделать кадр при срабатывании точки фокусировки. Называется Magic Lantern, работает с карты памяти и не требует прошивки фотоаппарата, что важно, когда он на гарантии. Этот софт есть не для всех камер, но точно работает для Canon Mark II 5D. Я такой программой не пользовалась, но может кому-то, из тех, кто читает эти строки, данная информация пригодится.

Использовать вспышку, фотографируя детей, или нет?

Если есть такая возможность, то лучше использовать натуральный свет. Причем в яркую солнечную погоду, например, на пляже, даже автоматика прекрасно справится со своей задачей - сделать быстрый и четкий кадр. Если же этого недостаточно, хочется чего-то художественного, тогда придется думать нам.

Один из распространенных мифов заключается в том, что вспышка - это зло! Не могу согласиться. Просто надо уметь с ней работать. Все студийные фотосессии проводятся с использованием вспышки. Часто профессиональные фотографии на улице делают с помощью дополнительной подсветки. Только называются эти источники света не «вспышка», а «импульсный свет».

Как уже говорили, дети сидеть смирно не любят. Поэтому мы уменьшаем выдержку до 1/200 секунды. Чтобы добиться правильной экспозиции, что надо сделать? Правильно! Увеличить световой поток. И вспышка нам в этом поможет.

Лучше всего использовать внешнюю вспышку с насадками - рассеивателями. В идеале рассеивателем служит зонт или лайт-бокс. Если нет внешней вспышки, то в крайних случаях можно использовать встроенную, но смягчить ее, сделав самодельный рассеиватель или использовать фабричный.

Снимок сделан в яркий солнечный день, но в тени дерева. Использовалась вспышка.

Как может использоваться вспышка на улице? Зачем бегать днем с огнем? Летом вспышка может помочь при съемке в полдень, чтобы смягчить жесткие тени. В этом случае ее мощность слегка снижают, в зависимости от интенсивности окружающего освещения. Часто этот прием используют при контровом освещении, когда солнце красиво подсвечивает волосы модели сзади, а вспышка - лицо спереди.

Но не забудьте, что дальность действия вспышки ограничена ее характеристиками. Поэтому выбирайте правильную дистанцию от вспышки до модели. Если вспышка распложена далеко, тогда она бесполезна. Если слишком близко, то нужно регулировать мощность импульса, чтобы не было пересветов.

А так же вспышка выручит, когда снимаем в тени здания или под деревьями. Хотя в этом случае можно обойтись без нее, если удастся выставить правильную экспозицию. Еще важный момент. Вспышка для подсветки теней помогает избежать шумов в этих областях.

Прямая встроенная вспышка дает жесткие тени и красные глаза. Но иногда овчинка выделки стоит, если мы хотим запечатлеть какой-то особый момент, а ничего другого нет под рукой.

Если на улице фотографировать детей просто, то в домашних условиях может не хватить света. В таких случаях есть два пути. Во-первых, ждать, когда солнышко войдет в дом, и совместить два солнышка в одном месте: ребенка и солнечные лучи. Либо снимать около окна, подсвечивая отражателем с теневой стороны. Причем это можно делать даже в пасмурную погоду.

Если нам нужно использовать вспышку, то по возможности отражаем ее от потолка или от стены. Помните, что глаза детей особенно чувствительны! К тому же прямая вспышка оставляет жесткие тени. Чтобы не было теней под глазами, можно выдвинуть на вспышке «лепесток» или сделать самодельный из белого куска картона.

При работе с отраженным светом, обязательно обращайте внимание на цвет, в который окрашены стены и потолок помещения. Если стены выкрашены, например, в зеленый цвет, то свет отразится от них и на снимке будет соответствующая цветовая доминанта, от которой сложно избавиться.

Если мы фотографируем фронтальной вспышкой в помещении, например, в нашей квартире, то такой тип освещения позволит визуально «прибрать комнату», так как главный импульс света будет направлен на ребенка и экспозамер будет сделан по нему, а весь задний план будет затемнен, так что в этой темноте будет сложно разглядеть наш творческий домашний беспорядок. К тому же при постобработке можно дополнительно затемнить нежелательные участки. Вот такая маленькая женская хитрость.

Этот портрет старшей дочери был сделан именно так: внешняя вспышка, отраженная от потолка и легкая обработка заднего фона.

А вы говорите, что вспышка - это зло! Нет, это ваше маленькое ручное солнышко.

Берегись! Дети!

Съемка детей приравнивается к особо опасным условиям. Поэтому стоит принять меры безопасности, например, защитить объектив фильтром. Можно надеть бленду. Не оставляйте камеру без присмотра и в тех местах, докуда могут дотянуться детские ручки.

Кто снимал детей в естественной среде их обитания, тот помнит, сколько раз вытирал объектив от шоколада, слюней и других вязких субстанций. Конечно, если хотите достичь особых художественных эффектов, можете это использовать. Если нет, то набор для чистки объектива, включающий специальную жидкость, вам очень пригодится!

Типичная проблема мам - фотографов в том, что ребенок, увидев камеру, начинает тянуть к ней руки, дергает за ремешок и мешает фотографировать, активно участвуя в процессе.

Во-первых, крепко держите фотоаппарат, наденьте ремешок на шею. Полезно попросить второго взрослого помочь вам, отвлекая внимание ребенка от камеры. Фотографируйте дома часто, чтобы ребенок привык и перестал реагировать на камеру. Научитесь подкрадываться незаметно. Для этого можно убрать в настройках камеры звуковые сигналы.

Если это не помогает, тогда сядьте рядом с малышом и терпеливо показывайте ему фотоаппарат, позволяя нажимать на кнопки. Может быть, ребенку скоро надоест это занятие. Если же малыш решил стать фотографом, то подарите ему детскую камеру и фотографируйте вдвоем.

Фотографируем детей играя!

Когда мы просим малыша посмотреть в камеру, очень часто добиваемся обратного эффекта: ребенок отворачивается и прячется. Что делать?

Решить эту проблему может игра. Запаситесь терпением. Большинство детей не слушают инструкций фотографа: «Сядь прямо, смотри сюда!». Нужно создать такую обстановку, чтобы они вели себя естественно, выжидать нужный момент, общаясь с ними, играя.

Когда фотографируем детишек в возрасте нескольких месяцев до года, то можно привлечь их внимание, используя специальные игрушки, которые одеваются на объектив фотоаппарата. Их можно сделать и своими руками.

Со старшими детками гораздо проще общаться. С ними уже можно вести диалог. Хорошо, если удастся заставить детей смеяться. Можно играть в прятки, когда мама или ассистент прячется позади фотографа и выглядывает: «Ку-ку!».

Есть еще одна интересная игра, которую придумал замечательный детский фотограф Игорь Губарев. Ребенок стоит к нам спиной. В это время мы наводим резкость, настраиваем экспозицию, после этого даем сигнал: «Лови меня глазками!». Ребенок должен повернуться и найти, где находится фотограф.

Когда делаем фотографию группы детей, то ситуация усложняется. Не важно, сколько лет нашим маленьким друзьям, ведут они себя в стае весьма активно! Поэтому с одной стороны вы должны добиться естественности поведения, а с другой - взять ситуацию под контроль. Для этого хорошо подходят сюжетные игры. Например, скажите им, что они пираты или феи. Попросите всех закрыть глаза и на счет «три» открыть. В этот момент делайте снимок, тогда все получатся с открытыми глазами.

В моей практике помогало, когда я показывала детям результаты фотосъемки на дисплее. Если до этого они относились к тете с фотоаппаратом с настороженностью, то после показа снимков, начинали активно позировать и участвовать в фотосессии. Но в этом есть и подводные камни. Во-первых, дети вам проходу не дадут сделать, пока им не надоест фотографироваться. Во-вторых, позируя, они теряют естественность. Так что если у вас постановочная съемка, то имеет смысл показать, что получилось на первых кадрах. Если это репортаж, то лучше демонстрировать снимки в конце фотосессии.

Если дети взрослые, то можно провести эксперимент: дать им камеру в руки. Пусть фотографируют друг друга. Будем надеяться, что при этом камера останется целой, и такие снимки можно будет показать бабушке без страха, что у нее случиться сердечный приступ.

Ракурс съемки

Съемка сверху показывает, как малы дети. Если к тому же фотографировать близко и широкоугольником, то голова получится очень большой. В большинстве случаев это смотрится как карикатура. Но в тоже время, съемка снизу делает из детей гигантов. Иногда это им нравится. Самое лучшее положение, когда фотограф делает снимок на уровне глаз ребенка. Поэтому детскому фотографу нужно научиться передвигаться полуприсядью, ползать по-пластунски и перемещаться с ловкостью ящерицы.

Ребенок - это маленький человечек в мире взрослых Гулливеров. Поэтому очень интересно получается, если фотографировать его в масштабе со «взрослыми» предметами: с большими ложками, в папиной шляпе или маминых туфлях.

Как хранить детские фотографии

Детские фотографии - это продукт, который со временем только растет в цене. Поэтому не жалейте места на жестком диске. Настройте вашу камеру, чтобы получить снимки в максимальном разрешении и с наилучшим качеством, если снимаете в jpg.

Снимайте в RAW формате, не экономьте на карте памяти. Фотосъемка детей приравнивается к сложному фоторепортажу, так как приходится работать в постоянно изменяющихся условиях и действовать быстро. Поэтому запаситесь достаточным количеством карт памяти, так как многие снимки у вас уйдут в мусор, а оставшиеся нужно будет править в графических редакторах.

Придя домой, сохраните оригиналы и никогда не работайте напрямую с ними, чтобы избежать перезаписи измененной версии поверх оригинала. Со временем вы научитесь лучше обрабатывать снимки, появятся более прогрессивные графические редакторы и вам захочется вернуться к исходнику. Поэтому храните его в оригинальном размере и неизмененным.

Типичные ошибки при съемке детей

  1. Отрезанные ноги, руки, головы.
  2. Искажение пропорций тела за счет неправильного фокусного расстояния и точки съемки
  3. Закрытые глаза (исключение - творческий замысел).
  4. Ребенок получается нерезким, на портрете нерезкие глаза
  5. Задний план содержит много лишних объектов, видна неубранная комната
  6. Кроме ребенка много лишних предметов в кадре
  7. На фото в солнечный день видна тень фотографа
  8. На фото видна дата съемки
  9. Ребенок отвернулся
  10. Не надо фотографировать плачущих детей. Им будет неприятно потом смотреть эти кадры.
  11. Не публикуйте фотографии голых детей в сети.
  12. Учитесь обрабатывать фотографии!
  13. Самая главная ошибка: НЕ фотографировать своего ребенка, боясь совершить все предыдущие промахи! Все равно самая плохая по качеству фотография нашего ребенка - лучше всех!

И теперь небольшое задание:

ДЛЯ НОВИЧКОВ

  1. Сфотографируйте вашего ребенка, когда он занимается чем-то в спокойной обстановке. Обратите внимание, чтобы было видно лицо, а не только склоненная макушка.
  2. Сфотографируйте ребенка в полный рост сверху. Следите, чтобы ноги, руки и голова не были отрезаны.
  3. А теперь буквально лягте на пол и сделайте снимок снизу. Сравните два кадра. Какие выводы можно сделать? Как меняются пропорции тела в зависимости от точки съемки?
  4. Просмотрите ваши фотографии из архива. Какие типичные ошибки вы допускаете чаще всего?

ДЛЯ ПРОДВИНУТЫХ

  1. Сделайте фоторепортаж «Один день из жизни моего ребенка» начиная с того момента, когда он просыпается, заканчивая сказкой на ночь. Какие интересные моменты вам удалось поймать?
  2. Сфотографируйте ребенка в движении, сделайте так, чтобы это было видно на фотографии.

Наверное, в каждой семье имеется свой фотоальбом, где центральное место занимают детские фотографии. Родители, бабушки и дедушки готовы часто смотреть на фотографии своих чад и внуков, а затем показывать их друзьям и родственникам. Кто же не хочет иметь красивые фотографии детей, тем более что они так быстро растут? Детские фотографии – это иногда смешные, порой серьезные, но всегда очень яркие, интересные и неповторимые кадры. Они являются лучшим способом вернуться в прошлое, ведь такие ясные глаза и беззаботную улыбку, как у ребенка, редко встретишь у взрослого человека.

Родители всегда стараются создать в семейном фотоальбоме историю развития и становления малыша как личности. Однако детская фотосъемка – это совершенно особый жанр фотографии, в котором далеко не всегда все проходит гладко. Чтобы получить яркие снимки, на которых ребенок будет выглядеть счастливым, раскрепощенным и естественным в своей юности, необходимо знать о некоторых особенностях и тонкостях детской фотосъемки.

Особенности фотосъемки детей

Собственно, главная особенность и одновременно сложность детской фотосъемки заключается в том, что детей абсолютно не волнует конечный результат, в отличие от взрослых моделей. Во время съемки маленькие существа не сидят без дела и постоянно двигаются. Шумные и неугомонные маленькие фотомодели создают неудобства фотографу, ведь поймать красивый и интересный кадр в этом постоянном движении зачастую практически невозможно.

Далеко не каждый ребенок будет смиренно ждать подготовки оборудования и выбора подходящего ракурса для фотографии. Дети не будут стоять в заученной позе перед камерой, как это делают взрослые. В детской фотосъемке самые интересные кадры получаются тогда, когда дети заняты своими делами и не подозревают о том, что их снимает фотограф. Такой «эффект неожиданности» позволяет запечатлеть на фотографиях неповторимую мимику и непосредственность детей.

Опытные детские фотографы перед началом съемки обычно оценивают состояние ребенка – не слишком ли он устал на момент фотографирования, нервничает ли он или совершенно не обращает внимания на фотографа и занят своими делами. Если ребенок в данный момент явно не хочет фотографироваться, лучше не настаивать, ведь в этом случае снимки, скорее всего, окажутся испорченными недовольным выражением лица. Здесь фотографу нужно войти в доверие, настроить ребенка на веселую игру или придумать обстановку, которая бы не мешала детям заниматься своим делом.

Как правило, чем младше ребенок, тем сложнее ему объяснить, что фотокамера не такой уж страшный аппарат, а выражение лица во время фотосъемки не должно быть хмурым или суровым. Если ребенок боится окружающей обстановки и фотографа, то можно дать ему ненадолго фотоаппарат (безусловно, под чутким контролем), чтобы вместе с ним сначала поснимать любимые игрушки или родителей и показать конечный результат. После этого ребенок, вероятно, захочет помогать фотографу во время съемки и уже сам попробует себя в роли модели.

Дети не всегда в настроении фотографироваться, смеяться и общаться с незнакомыми людьми. Бывают ситуации, когда ребенок просто наотрез отказывается от съемки. Это может быть вызвано самыми разными причинами – тем, что у малыша режутся зубки или ему просто не понравилось чужое, незнакомое место, где проходит съемка. Профессиональные фотографы всегда начинают с того, что некоторое время тратят на общение с ребенком, чтобы он привык к фотографу и окружающей обстановке. На съемку, помимо фотооборудования, рекомендуется брать те вещи, которые помогают успокоить малыша, например, разнообразные игрушки.

Для того, чтобы заинтересовать ребенка участием в фотосъемке необходимо создать для него обстановку сказки или магии. Здесь детский фотограф должен проявить фантазию. При фотографировании детей иногда приходится создавать отдельные декорации, либо придумывать игровые сюжеты и разнообразные забавы. В частности, создать такие условия, в которых девочка представила бы себя феей, принцессой или бабочкой. Один из лучших способов – это устроить игру со сверстниками, игрушками, водой или животными, чтобы ребенок на время вообще забыл о фотоаппарате и фотографе.

Конечно, не всегда даже у профессиональных детских фотографов с огромным опытом работы действуют проверенные способы, как заинтересовать ребенка в фотосъемке. Ведь каждый ребенок является яркой индивидуальностью, к которой требуется найти особый подход. Однако в любом случае залог для получения хороших детских фотографий – это настрой снимающего. Фотограф должен на время сам немного стать ребенком, то есть радоваться пустякам и превратить весь процесс в веселую и увлекательную игру.

Несмотря на то, что такая фотосъемка имеет свои сложности, тем не менее, дети являются прекрасными моделями. Ведь они воспринимают весь процесс съемки как забавную игру, а потому, в отличие от многих взрослых людей, совершенно естественно выглядят перед камерой, чувствуют себя прекрасно и весело. При съемке детей рекомендуется снимать как можно больше кадров. Впоследствии, изучая и анализируя полученные результаты, можно оценить основные недочеты и сделать для себя несколько заметок на будущее.

Наверное, многие родители задаются вопросом, с какого возраста можно начинать снимать ребенка, что называется профессионально? На самом деле фотографировать ребенка можно как только сами родители почувствуют в этом необходимость, ведь интересные кадры можно получить и с только что родившимся малышом. Хотя съемка грудных младенцев является довольно сложной задачей, поскольку ребенок в основном просто лежит на животике или на спинке, тем не менее, и здесь можно отыскать интересные композиции и сюжеты. Фотографу стоит чем-то привлечь внимание малыша, чтобы добиться эмоций на его крохотном личике.

Что касается места съемки, то фотографировать детей лучше всего на открытом воздухе. Особенно на природе, ведь свежий воздух, деревья или речка всегда поднимают настроение ребенку и, тем самым, создают все возможности для того, чтобы запечатлеть на его лице яркие эмоции и радостную улыбку. Сидя в стороне с камерой, фотограф может наблюдать за играющими детьми и время от времени снимать живые, реалистичные кадры. Также хорошо снимать в парке аттракционов или зоопарке.

Если же съемка проходит на городских улицах, то стоит позаботиться о том, чтобы в кадре получился красивый задний план, также следует тщательно продумать ракурс съемки. Нужно помнить, что дети не любят подолгу находиться на одном месте и тем более сидеть в одном положении, поэтому все должно быть продумано заранее, а фотограф всегда должен быть наготове, чтобы не пропустить интересный момент.

Студийная съемка – более сложный процесс, поскольку ребенок должен сначала привыкнуть к непривычному окружению, он обращает пристальное внимание на фотографа и окружающее фотооборудование. При съемке портрета в студийных условиях фон лучше выбирать нейтральный, чтобы он не отвлекал внимания от черт лица. С особой осторожностью необходимо использовать вспышку, поскольку она может просто испугать ребенка, особенного это касается маленьких детей.

Техника и приемы съемки детей

Какое фотооборудование требуется для детской фотосъемки? Определим основные требования к фотокамере:

— Камера должна иметь быструю систему автофокусировки, с помощью которой можно будет поймать в кадре неусидчивых и вечно бегающих детей. Вообще, высокая скорость работы фотоаппарата при детской съемке очень важна, ведь дети необычайно шустрые и порой у фотографа имеется всего лишь пара секунд, чтобы запечатлеть интересный момент.

— Фотоаппарат должен обеспечивать съемку сериями из нескольких кадров подряд. Режим серийной съемки достаточно часто будет востребован при съемке детей.

— Камера должна обеспечивать качественную съемку в условиях недостаточного освещения. Например, в любой обычной комнате при электрическом освещении, когда за окном уже вечереет. Условия недостаточного освещения не должны сказываться на появлении неприятных шумов или смазывании картинки вследствие использования долинной выдержки.

Безусловно, в большей степени всем этим требованиям удовлетворяет хорошая цифровая зеркальная фотокамера. Она отличается быстрым модулем фокусировки, способностью снимать даже в слабо освещенном помещении и делать серии кадров. Также зеркалки позволяют менять объективы и пользоваться внешними вспышками. Впрочем, как показывает практика, для съемки детей совершенно необязательно иметь в своем распоряжении какой-то дорогой и громоздкий зеркальный фотоаппарат.

Снять яркие и запоминающие детские фотографии можно и обычным компактным фотоаппаратом, главное – это высокий профессионализм фотографа, его любовь к детям и желание как можно более красиво запечатлеть их в кадре. Яркое тому доказательство – множество потрясающих и удивительных детских снимков, сделанных с помощью недорогих компактных камер.

В основном детей рекомендуется фотографировать примерно с уровня глаз ребенка, чтобы наилучшим образом запечатлеть выражение его лица, красивую улыбку и светящиеся глаза. С высоты роста взрослого человека или с верхнего ракурса, пожалуй, лучше снимать только грудных младенцев. Не забывайте о снимках, сделанных в движении – они отлично передают динамику и живость ребенка. Чтобы получить такие кадры, рекомендуется задействовать режим спортивной съемки в цифровом фотоаппарате.

При портретной съемке можно попробовать поснимать с максимально открытой диафрагмой, чтобы отделить ребенка от фона и сделать портретный снимок более легким, воздушным. Если съемка проходит на открытом воздухе, необходимо постараться по максимуму использовать естественное освещение. Например, красивые кадры получаются при съемке в тени деревьев, когда мягкий солнечный свет играет на листве и лице ребенка.

Конечно, немаловажен и внешний вид самого ребенка: можно расчесать его первые кудряшки, надеть на него яркую и нарядную одежду или просто окутать его пледом. Интересные результаты порой дает фотосъемка с нижних ракурсов, когда фотограф опускается до роста ребенка или даже до самого пола, где ему открывается удивительный мир маленького существа, который очень отличается от привычного нам мира взрослого человека. Еще один совет – при съемке ребенка внимание фотографа должно быть сосредоточено не только на его довольной, счастливой или задумчивой физиономии, но и на повседневной жизни малыша – играх со сверстниками, кормлении ребенка или чтение книги вместе с мамой. Каждое незначительное событие в жизни ребенка на фотографиях впоследствии может показаться безумно интересным и увлекательным.

В детской фотографии очень важно избегать неэмоциональных, скучных кадров. Всегда нужно стараться вызвать переделенную реакцию у ребенка, чтобы запечатлеть на снимках те или иные эмоции. Для этого существует множество способов – игры, забавы, шутки, превращение процесса съемки в сказочное действие. Полностью срежессировать детскую фотосъемку очень сложно, поэтому старайтесь просто превратить процесс фотографирования в веселую игру, которая принесет море удовольствия и Вам, и ребенку.

- 1 -

Переключите камеру в режим приоритета диафрагмы. Это позволит вам контролировать глубину резкости, что важно, если вы делаете портрет. Установите f/5.6. Так лицо ребёнка будет в центре внимания, а фон будет не в фокусе (если, конечно, ребёнок не стоит вплотную к стене). В процессе съёмки вы можете регулировать диафрагменное число для достижения нужного вам результата. Если на вашем фотоаппарате нет режима приоритета диафрагмы, то наверняка есть режим портретной съёмки, которая также даёт эффект немного размытого фона.

Параметр ISO (светочувствительность) будет зависеть от того, где вы снимаете - на улице или в помещении. Установите ISO на 200 (лучше ниже, если света много). Если же вы снимаете в тёмном месте, на длинной выдержке, то увеличьте значение ISO, но не более 800, иначе на фото появится «шум».

Следите за длиной выдержки. Подойдет 1/200 секунды. Если дети бегают, то поставьте выдержку 1/500 или даже больше. Если вы никак не можете совладать с выдержкой и фотографии получаются размытыми, то просто переключите камеру на спортивный режим.

Установите одноточечный автофокус, это позволит вам видеть, на чём вы конкретно фокусируетесь, что важно при съёмке постоянно двигающихся детей.

Если вы планируете дополнительно после съёмок, сохраняйте их в формате RAW, он даёт больше возможностей для редактирования. Если обрабатывать снимки не будете - сохраняйте в привычном JPEG.

Встроенную вспышку камеры старайтесь использовать реже. Если у вас есть внешняя вспышка и вы снимаете в помещении, направьте её на белый потолок или стену, чтобы получить отражённый свет, или используйте рассеиватель. Но лучше всего использовать естественное освещение - так вам совсем не придётся беспокоиться о том, как правильно направить вспышку. Впрочем, при съёмке на солнце подумайте об использовании заполняющей вспышки.

Съёмка

При съёмке детей нужно создать такую атмосферу, в которой они будут чувствовать себя максимально комфортно. Перед фотосессией пообщайтесь с ними. Показывайте им фотографии, которые вы только что сняли, позвольте рассмотреть фотоаппарат. А детям постарше можно даже разрешить самим сделать несколько кадров. Чем более непринуждённо ребёнок будет чувствовать себя с вами и с камерой, тем лучше получатся фотографии.

По возможности заранее придумайте 2–3 места для фотосессии. Если у вас есть несколько часов, то одно место может быть на улице (например, парк), одно в помещении (спальня или игровая комната). Также можно подобрать простой фон - например, яркую стену, - чтобы сделать несколько постановочных снимков. Выбирайте те места, где детям будет весело, и вы сможете заснять их в естественной игровой обстановке. Можно даже сходить в зоопарк, на пляж или их ещё чем-то интересным.

Будьте искренними с детьми. Попросите их делать то, что они любят, и щёлкайте фотоаппаратом. Вы можете время от времени просить их остановиться и посмотреть на вас, но вскоре вы увидите множество моментов в ходе игры, которые можно запечатлеть, не отвлекая детей от занятия.

Дети постарше могут вам позировать, и такие снимки часто получаются даже лучше непостановочных. Маленьких детей так снимать сложно, потому что у них не хватает умения концентрировать внимание, но они и без всякого позирования всегда улыбаются своими самыми широкими улыбками.

Если вы фотографируете обычного , то практически наверняка его рост вдвое меньше вашего. Фотографируя с позиции взрослого, глядя сверху вниз, вы получите довольно средненькие снимки. Опуститесь так, чтобы ваша камера была на уровне глаз ребёнка или даже чуть ниже, и фотографии получатся более тёплыми и естественными.

Впрочем, иногда съёмка сверху вниз, наоборот, может дать очень интересный результат, так же как и съёмка снизу вверх. Экспериментируйте!



Подойдите ближе или воспользуйтесь зумом. Оптимальное фокусное расстояние - чуть больше вашего роста. Иногда стоит захватить в кадр окружающую обстановку, но лицо ребёнка должно быть на фото главным, ведь это самое интересное для тех, кто будет смотреть фотографии.

Фокусируйтесь на глазах. Если у вас установлен точечный автофокус, то точкой фокусировки выберите глаза. Даже если другие черты лица ребёнка не совсем правильные, это не страшно, ведь всё внимание зрителей будет приковано к глазам, таким искренним и распахнутым.

Уделите особое внимание фону. Перед тем как снимать, уберите все лишние предметы и замаскируйте недостатки. Хотя бы одну локацию выберите с ярким однотонным фоном, для этого можно использовать бумагу или ткань. Либо создайте такое освещение, чтобы фон не был заметен. Сделайте несколько фотографий, где ребёнок будет специально вам позировать.

Попробуйте сделать несколько абстрактных кадров. Например, сфотографируйте только половину лица, возьмите крупным планом ресницы, обувь или руки ребёнка. Результат может получиться очень интересным.

Одежда для фотосессии должна быть в первую очередь комфортной и отражать индивидуальность ребёнка. Обычно хорошо смотрятся яркие однотонные вещи. Вы можете взять пару комплектов на смену для разных локаций.

Серийная съёмка может дать очень интересный результат, особенно, когда ребёнок находится в движении (едет на велосипеде, танцует, катается на качелях). Потом можно сделать из нескольких кадров или наложить изображения друг на друга.

Вовлекайте близких ребёнку людей в процесс съёмки. Если перед камерой он будет вместе с мамой, папой, бабушкой, братом, сестрой или другом, то будет чувствовать себя спокойнее, а у вас на снимках получатся тёплые .

Приложите все усилия, чтобы сделать фотографии как можно более весёлыми. Веселитесь сами от души и вовлекайте ребёнка в этот процесс. В конце концов он расслабится, забудет о камере, и тогда ваши снимки будут обладать той самой искренней энергетикой, которая так ценна в детских фотографиях.


Продолжаю выкладывать сюда свои заметки по технике фотографии.
На этот раз о фотосъемке детей дома. Итак, моя основная цель и желание - поймать эмоции детей и сфотографировать их в "естественной среде обитания" за обычными для них занятиями. Студия с реквизитом и интерьером не мой выбор - потому что по прошествии времени интересно рассматривать именно домашние и естественные снимки. И именно из обычных бытовых мелочей складывается жизнь и заботы ребенка.

Квартирка у нас самая обычная - однокомнатная хрущевка в которой мы живем вчетвером и кот, окна хоть и выходят на солнечную сторону, но на естественный свет осенью и зимой из-за пасмурной погоды рассчитывать не приходится, хотя летом освещение в квартире получается замечательное.

Поэтому основные проблемы с которыми я столкнулась при попытках сфотографировать детей в свой квартире:

1. Мало места, ну и тут же - обычной бедлам и беспорядок который, находясь на заднем плане, отвлекает и перетягивает на себя все внимание, да и вообще выглядит не особо эстетично, но такова реальность

2. Темно, а иногда и очень темно

3. Желтый свет от ламп. Из-за него все изображение уходит в желтизну, а если еще и в окно светит фонарь с синим светом, то с балансом белого вообще беда наступает

4. Не люблю когда дети позируют, поэтому надо "подлавливать" их за естественными занятиями, а когда дети заняты чем-то интересным они сосредоточенны - голова пригнута, волосы падают на лицо и приходится что-то придумывать чтобы в кадре был не только затылок.

Проблемы с бедламом, маленькими габаритами и темнотой будем решать с помощью взрывчатки светосильного фикса 35mm f/1.4. Такое фокусное позволят вполне органично и удобно снимать в ограниченном пространстве, при этом отсекает все ненужное с заднего плана, а хорошая светосила решает сразу две проблемы - размыть задний план чтобы не было видно беспорядка и побороться с недостатком света.

Дети - существа достаточно подвижные, поэтому чтобы не было сильного смаза от их движений выдержка должна быть не меньше 1/100, а лучше не меньше 1/200, это накладывает ограничения на диапазон используемых ISO, потому что даже если снимать на максимально открытой диафрагме освещения не достаточно чтобы нормально проэкспонировать кадр на маленьких ISO, поэтому ISO приходится ставить от 1600 и больше (ну да, я не люблю вспышки и принципиально снимаю без них).


1/125| f/1.4 | 35 mm | ISO 1600
\
1/90 | f/1.4 | 35 mm | ISO 1600


1/75 | f/1.4 | 35 mm | ISO 1600

Практически всегда я снимаю в режиме приоритета диафрагмы, но тут есть одна особенность. Эти три снимка сделаны с интервалом в пару минут, в пределах одной комнаты, но из-за того что ребенок чуть-чуть перемещался относительно люстры автоматика камеры отработала таким образом что выдержка на всех трех снимках получилась разная, хотя никакие остальные параметры не менялись. А для съемки подвижных детей выдержки 1/75 как на последнем снимке уже многовато - может быть смаз от движения. На такой случай есть небольшая хитрость - у меня в камере есть режим который представляет из себя что-то среднее между режимом с приоритетом выдержки и режимом с приоритетом ISO. В настройках можно жестко задать, что камера не может устанавливать выдержку больше указанного значения (по моему опыту, при съемке играющих детей это что-то вроде 1/100 - 1/200), тогда если освещенности кадра при заданной диафрагме и минимальной выдержки не достаточно для нормального экспонирования камера поднимет ISO - довольно удобный режим если освещение постоянно меняется и не хочется то и дело контролировать выдержку.

Довольно удобный способ снимать портреты в ограниченном пространстве без нормального задника - это снимки сверху. При этом ребенок может лежать или сидеть, а в качестве фона будут покрывало\паркет\ковер\простыня которые неплохо размоется в относительно однородный фон с помощью открытой диафрагмы

Еще один снимок сверху


Кстати, при съемке и попытках поймать лучший момент не стоит забывать о композиции и о том что фокус должен быть на глазах (ну или хотя бы на лице) ребенка, что становится особенно актуально а таких открытых диафрагмах как 1.4. Тут на помощь может прийти режим, который позволят передвигать точку фокусировки с помощью клавиш со стрелками - компонуем кадр как нам надо, потом кнопками передвигаем точку фокусировки из центра в то место где у детей глаза и, вуаля, - можно снимать без особых хлопот - это быстрее и проще чем ручная наводка на резкость и надежнее, чем сфокусироваться по центру, а потом изменить композицию.


Ну и естественно, детей лучше всего снимать с уровня их глаз (ну в большинстве случаев, да), так получаются органичные и естественные снимки.

Фотографируйте детей за их обычными занятиями - мягкие игрушки, книжки, рисование и лепка - именно из этого складывается жизнь маленького человека, воспоминания о которой Вы оставите своими снимками. Не забываем следить чтобы на заднем плане не было никаких особо ярких пятен отвлекающих внимание, и размываем его по мере возможностей камеры и объектива.

При этом можно попробовать немного срежиссировать ситуацию - посадить ребенка лицом к свету, так чтобы задним план был более подходящим, заколоть вечно падающие на лицо волосы (у моих дочерей длинные волосы, закалывать дома они их не любят, но чтобы на фотографиях было лицо ребенка придется волосы заколоть)

Или вот процесс рисования. Я поставила стол для рисования в самое освещенное место комнаты и как можно дальше от детского уголка с игрушками чтобы они размылись как можно сильнее. Вспоминаем, что степень размытия заднего плана завит от расстояния до него от точки фокусировки, поэтому чем дальше ребенок находится от заднего плана, тем сильнее этот задний план размывается), а рядом поставила торшер чтобы было чуть светлее. Никакой вспышки или дополнительных осветительных приборов.


Тут чтобы в кадре было хоть чуть-чуть видно лицо дочери, мне пришлось снимать снизу.

Младшую дочь тоже пришлось снимать чуть снизу, при этом надо следить за композицией чтобы не получилось так, что в кадр попадут одни руки и стол.