Развитие мальчика 5 6 лет. Развитие координации у малышей от пяти до шести месяцев. Как развлекать свое чадо

Кажется, совсем недавно ваш кроха только и делал что спал, иногда просыпаясь, чтобы поесть. Но вот ему уже 5 месяцев, и он теперь вполне самостоятельный и активный. Малыш социально развивается. Он узнает такие родные ему лица: мама, папа, бабушки, дедушки и других людей, которые постоянно проводят с ним время. Ребенок значительно развился и в физическом отношении: ручки и ножки приобрели не хаотические, а вполне послушные и уверенные движения. В среднем малыш в этом возрасте весит в два раза больше, чем при рождении - около 7 килограмм.

Кормление

Очень хорошо, если у кормящей мамы всё еще сохраняется лактация и в достаточном количестве, так как малыш в пять месяцев своей жизни еще вполне может обходиться только грудным молоком. В таком случае можно давать только пару ложечек прикорма - в качестве дополнительного источника витаминов.

Однако если грудного молока не хватает (а это можно понять, если ваш малыш стал плохо спать, мало прибавлять в весе и часто капризничать), то можно прибегнуть к двум способам докорма:

Во-первых , можно докормить ребенка молочной смесью.

Во-вторых - начать давать фруктовое или овощное пюре. При этом очень внимательно следует следить за самочувствием и стулом малыша, проверять кожу на возможные появления высыпаний.

Прикорм начинают давать по одной ложечке за одно кормление. В течение месяца ребенок привыкает к новой пище и по истечении этого времени прикорм полностью замечает одно кормление грудью.

Стоит помнить! Не следует начинать фруктовыми и овощными пюре, если он чем-то болен. В такой период лучше ограничиться молочным смесями. После того, как ребенок полностью выздоровел, можно начинать натуральный прикорм.

Часто на пятом месяце у детишек меняется график сна и бодрствования. Скорее всего, вы еще встаете пару раз за ночь для непродолжительного кормления. Однако если вы воспитываете в ребенке правильные навыки сна, то в скором времени ребенок будет спать, не пробуждаясь, всю ночь - около десяти часов.

Если малыша ничего не беспокоит, то спит он очень глубоким и спокойным сном. Дневной сон крохи теперь делится на 3 раза по 2 часа.

Развитие

К пятому месяцу ребенок научился уже достаточно многому: он теперь в состоянии играть самостоятельно в течение десяти минут либо меньше. Под игрой понимается рассматривание предметов, попытки их схватить. Также малыш уже довольно-таки крепко способен удерживать в руках, например, погремушку. В пять месяцев многие мамочки начинают сажать деток с опорой на подушку. Однако не стоит торопить события и предварительно лучше проконсультироваться с педиатром.

Достигнув пятимесячного возраста ребенок с легкостью переворачивается на бочок, а также лежа на животике уже начинает совершать движения, напоминающие ползание.

Визит в поликлинику

Итак, у вас с вашим малышом очередной запланированный поход в поликлинику. В пять месяцев малыша следует показать педиатру, который проведет все те же измерения роста и веса. Осмотрит кроху на наличие правильного развития в физиологическом и психологическом плане и при выявлении каких-либо патологий - даст направление к соответствующему врачу. Так, например, при подозрении на грыжу вас направят на консультацию к хирургу, при возможности возникновения проблем с тазобедренными суставами - к ортопеду.

Плановых вакцинаций на данном этапе не предусматривается.

Купание и гигиена

Сейчас ваш малыш стал очень активным, поэтому высока вероятность высыпаний на коже в виде потнички (покраснения кожи, маленькие прыщики). Во избежание таких ситуаций и чтобы ребеночка ничего не беспокоило - следует каждый день проводить водные процедуры, тщательно промывать каждую кожную складочку (обязательно шею и подмышки). Однако мыло и другие средства для мытья не стоит применять при каждом купании - достаточно использовать их пару раз в неделю.

Если ваш малыш вместо успокоения после принятия ванны набирается сил и энергии, то следует перенести купание на первую половину дня.

Умения ребенка в 5 месяцев

На пятом месяце происходит значительная прибавка навыков малыша. Теперь приобретение новых умений дается все легче, пользуясь опытом прошлых месяцев. По завершении пятого месяца кроха увереннее отрывает от кровати голову и верхнюю часть спины - пытается сесть и возможно ему это удастся. Достаточно продолжительное время может сидеть, если его поддерживают. При поддержке под руки ребенок может отталкиваться ножками от пола уже пару минут.

Сейчас кроха уже умеет проглатывать более тугую пищу. Поэтому с этого возраста многие мамы и начинают давать первую ложечку пюре - ребенок в состоянии ее проглотить.

Продолжительные "разговоры" с окружающими и самим собой не составляют никакого труда. Малышу интересно слушать себя и он любит подражать звукам, произносимым взрослыми.

Из всего разнообразия предметов и игрушек, находящихся в непосредственной близости к малышу, дитя выбирает наиболее понравившиеся ему вещи.

Для того, чтобы способствовать наилучшему и более быстрому усвоению новых навыков, необходимо играть с ребенком в разнообразные игры. Например, вашему малышу, скорее всего, понравится игра в прятки: накройте его вместе с головой легкой пеленочкой и он самостоятельно от нее освободится, размахивая ручками и ножками.

Игры с предметами. Выбирайте яркие игрушки, называйте их, показывая малышу, а когда он будет тянуться за предметом - отодвигайте от него. Также хорошо подойдут всевозможные мячики и пирамидки. Покажите малышу, какие манипуляции можно выполнять с этими игрушками - это будет благоприятно влиять на развитие мышления у ребенка. В этом возрасте он еще не будет повторять все за вами, а если и повторять, то, скорее всего, по своему, но, со временем, малыш будет делать всё то, чему вы его учили.

Для развития внимания и концентрации прикрепите к носочку или рукаву ребеночка звонкий бубенчик. Поначалу он просто будет слушать звук, а затем начнет ловить. А еще вашей крохе будет интересно наблюдать за медленным и плавным полетом мыльных пузырей.

Также в игровой форме можно помочь малышу освоить разные состояния окружающих его вещей, такие как: холодно-горячо, мокро-сухо. Так, например, можно взять две ложки - одну подержать в горячей воде, а другую в морозилке и поочередно давать прикоснуться крохе, при этом называя то или иное состояние. Для "мокро-сухо" возьмите мисочку с теплой водичкой и тряпочку, так же поочередно прикасайтесь с малышом к этим предметам.

Произнося разные слоги, такие как "ма" и "ба", можно то сгибать, то разгибать ножки малыша, давая ему понять, что это две разные вещи. Для усиления эффекта произносите эти слога различно друг от друга.

Для того чтобы ваш ребенок не пугался чужих, ранее не знакомых лиц, покажите ему, что люди могут выглядеть по-разному. Возьмите аксессуары: очки, шляпу, шарф и прочее. Поочередно надевайте их, меняя гримасу и тембр голоса, и поговорите с малышом. Если заметите, что ему не нравится, он начинает капризничать, то отложите эту игру и попробуйте вернуться к ней через некоторое время.

Физические упражнения не менее важны. Врачи советуют родителям проводить ежедневную . Выполнять несложные упражнения в течение 7-10 минут не трудно, но они заметно помогают вашему ребенку научиться правильному управлению своими ножками и ручками. Не ленитесь после упражнения сделать массаж.

Режим дня и прогулки

Продолжаем гулять с ребенком каждый день на свежем воздухе, если позволяют погодные условия. Исключайте слишком морозные (рекомендуемый диапазон температур от +30 до -10), ветреные и дождливые дни. Длительность прогулки составляет 2-3 часа, желательно пару раз в день. Гуляя с пятимесячным ребенком, теперь можно заметить, что он ведет себя немного по-другому: малыш уже не сразу засыпает, когда появляется на улице. Ему интересно наблюдать за миром, и он может длительное время не засыпать, разглядывая всё, что видно из коляски.

Возможные проблемы

1) Первая проблема: диатез

Если вы уже начали вводить прикорм в виде фруктовых или овощных смесей, то вполне вероятно, что у малыша может появиться , или экссудативный диатез, то есть своего рода ответ организма на изменения в питании. В дальнейшем диатез может развиться в аллергическую реакцию на тот или иной вид продуктов. Обычно диатез проявляется в виде кожных высыпаний красного цвета, либо в виде опрелостей в складочках, либо в виде шелушения, в том числе и на волосистой части головы.

Однако диатез может появиться и у малышей, находящихся исключительно на грудном вскармливании. В этом случае мама должна пересмотреть свой на наличие белка, поскольку именно белок симулирует выработку антител, которые и провоцируют аллергические реакции. Таким образом, молодой кормящей маме следует значительно снизить количество потребляемого белка. Самым главным источником белков является коровье молоко, но помимо него белками богаты мясо птицы, речная рыба, яйца, икра. Для профилактики обострений экссудативного диатеза либо во время лечения, маме также рекомендуется избегать белков и растительного происхождения. В большом количестве он содержится в овощах, фруктах и ягодах, имеющих красную, желтую либо оранжевую расцветку: клубника, помидоры, апельсины, морковь, абрикосы. Помимо этого не стоит забывать, что в первый год жизни малыша его рацион лучше оградить от шоколада, кофе, орехов и меда, поскольку эти продукты также являются очень сильными аллергенами.

2) Вторая проблема: неврологические отклонения

Чем старше становятся детки, тем отчетливее можно увидеть отклонения в развитии. Так, например, в возрасте пяти месяцев могут стать заметными те неврологические отклонения, которых не было заметно раньше. Возможно, развитие движений ребенка несколько не соответствует его возрасту, либо он практически не улыбается, либо очень сильно закатывает глазки. В любом случае вам необходимо будет проконсультироваться с невропатологом.

3) Третья проблема: первые травмы

В пять месяцев ребенок уже достаточно подвижен, может переворачиваться на бочок, может пытаться сесть либо ползти, и именно эта приобретенная активность может стать виной получения травм. Родители привыкли, что их малыш еще такой маленький и что его можно оставить на диване или кровати, и он никуда не денется. Однако очень большой процент первых травм приходится как раз на этот период, поскольку детки просто напросто падают на пол. Поэтому теперь (как никогда ранее) не стоит оставлять малыша без присмотра, например, на родительской кровати, а лучше переложить в его собственную кроватку с бортиком, либо соорудить своего рода преграду для того, чтобы ребенок случайно не упал.

С каждым днем ваш малыш становится все активнее: ему интересно познавать самого себя и окружающий мир, а потому от родителей теперь требуется все большее внимания, терпения и заботы. Наш женский журнал " " советует вам с пониманием относиться к потребностям своего ребенка и побольше времени проводить с ним разговаривая и играя, ведь тогда ваш сынок или дочка будут скорее развиваться и радовать вас своими успехами.

Развитие ребенка от 5 до 6 месяцев Пройдет еще , и малыш дорастет до полугодовалого рубежа. И каждый новый день приносит удивительные знания об окружающем мире.

Физиология шестого месяца

Приближаясь к значимой отметке в 6 месяцев, ребенок все крепче, сильнее, развитее. Родители, воодушевленные его успехами, часто подталкивают на большие подвиги. Не стоит форсировать события, пытаясь раньше времени усадить, а то и поставить на ноги ребенка. Если к полугоду кроха еще не сидит, значит, что не готов еще мышечный корсет к таким нагрузкам. Придется отбросить все желания помочь, соорудив из подушек подобие кресла. Подобные действия удовлетворяют амбиции мамы и папы, приводя к искривлению несформировавшегося позвоночника. Садится малыш сам, держась за подлокотники стульчика для кормления – хорошо. Если нет – то время все исправит, пройдет неделя-другая и озорник порадует всех своими достижениями.

У большинства детей режутся первые . Набухшие десны беспокоят, они зудят и болят. Раздражительность в такие периоды нормальна, это подтвердит и педиатр, который даст советы по применению некоторых обезболивающих препаратов. Просто сложные дни и ночи надо переждать.

Психология шестого месяца

Все заметнее скачки в развитии малыша. Он откликается на свое имя, всем видом давая понять, что знает его. Отличить незнакомых гостей от родных лиц тоже не составит труда. Настороженность в общении с чужими выражается все сильнее, это обусловлено нормальными защитными инстинктами, не стоит переживать.

Ребенку нравится подражать. Он пытается копировать звуки, повторяет некоторые слоги. На этом этапе надо все больше разговаривать с ним, петь, читать сказки или стихи, стимулируя активный навык восприятия речи.

Крохой превосходно улавливается окружающая атмосфера. Спокойный и размеренный ритм жизни – то, что требуется младенцу. Шумные сборища – радость родителям, но для психики маленького члена семьи – это большая нагрузка, и напряжение. Так что громких торжеств дома лучше не устраивать.

Новые навыки

    Многие дети к середине-концу месяца начинают ползать. Часто в направлении назад, механизм обратного передвижения им понять проще;
    Управляться с обеими руками одновременно;
    Самые сильные малыши умеют садиться. Правильно будет принимать это положение из позы «на четвереньках», но большинство детишек сначала учатся подтягиваться на руках из полусидячего положения;
    Счастливые родители получают бесценные ночи отдыха – ребенок умеет спать, не просыпаясь, чтобы покушать. Дневная активность, большие энергетические затраты на освоение мира – залог спокойного сна. Не все дети радуют таким навыком мам и пап. Умение спать формируется до трехлетнего возраста, так что у крохи еще есть много времени, чтобы освоить его.

Как проводить время с малышом

Следует вовлекать ребенка в подвижные игры. Теперь ему подвластен широкий спектр действий – и игрушки он может бросать и стучать ими о стол. Всяческое стимулирование моторики пойдет на пользу. Под присмотром можно давать ему мелкие сыпучие материалы, фасоль или рис, их так удобно перебирать, массируя пальчики.

Подойдут и исследовательские игры. Разнообразные предметы, которые звенят, трещат и пищат, вызывают сильный интерес. Каждую вещь надо называть своим именем, чтобы малыш их запоминал.

Все больше внимания требуется подрастающему маленькому человеку. Родителям надо всегда быть рядом, ведь именно с их помощью и происходит познание мира.

Ребенок шестого года жизни продолжает совершенствоваться через игру, рисование, общение со взрослыми и сверстниками, но постепенно, важнейшим видом деятельности становится учение.

К пяти годам малыш, как правило, обладает следующими умениями и навыками:

  • владеет словарным запасом около 3000 слов,
  • знает свой адрес,
  • пользуется предложениями из 5–6 слов,
  • пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными,
  • умеет пересказывать,
  • правильно произносит практически все звуки,
  • определяет право-лево у себя, но не у других,
  • знает простые антонимы (большой-маленький, твердый-мягкий),
  • пользуется прошедшим, настоящим и будущим временами,
  • считает до десяти,
  • знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.

Ребенка необходимо готовить к школьному обучению

Конечно, обучение было вплетено во все виды деятельности ребенка и в ранних возрастах. Он учился лепить, вырезать, конструировать, делать аппликации и т. д. Но такое обучение еще не содержало системы, характерной для усвоения знаний. Теперь настало время постепенного перехода к такому обучению, когда ребенок может и хочет делать то, что требует от него взрослый.

Как показывает опыт, проблемы в обучении чаще всего связаны с их недостаточной социальной зрелостью. При этом интеллектуальное развитие ребенка может быть даже очень высоким.

Должен выполняться принцип постепенности

Большую часть времени ребенок должен заниматься тем делом, которое ему интересно, ведь он по-прежнему ощущает большую потребность в игре. Поэтому и обучение, становясь более целенаправленным, должно все-таки носить в целом игровой характер.

Интеллектуальное развитие ребенка пяти-шести лет определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения.

Внимание ребенка этого возрастного периода характеризуется непроизвольностью; он еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности.

Руководство взрослого должно быть направлено на постепенное формирование произвольного внимания, которое самым тесным образом связано с развитием ответственности. Это предполагает тщательное выполнение любого задания - как интересного, так и не очень интересного.

Важнейшими характеристиками внимания являются: устойчивость внимания, то есть способность к более длительному сохранению концентрации, переключение внимания, то есть способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой, и распределение внимания - возможность сосредоточения одновременно на двух или большем числе различных объектов.

Отчетливо сказывается на развитии внимания роль эмоциональных факторов (интереса), мыслительных и волевых процессов.

Все свойства внимания хорошо развиваются в результате упражнений. Восприятие у ребенка развивается буквально с первых месяцев жизни. К пяти-шести годам ребенок обычно хорошо различает цвета и форму предметов (он называет различные геометрические фигуры). Он хорошо ориентируется в пространстве и правильно использует многообразные обозначения пространственных отношений: «Надо спуститься вниз, повернуть направо, дойти до угла, повернуть налево, перейти на другую сторону».

Более трудным для ребенка является восприятие времени

Ориентация во времени суток, в оценке разных промежутков времени (неделя, месяц, время года, часы, минуты). Ребенку еще трудно представить себе длительность какого-либо дела. На основании наглядно-действенного мышления, которое особенно интенсивно развивается уребенка с трех-четырех лет, формируется наглядно-образное и более сложная форма мышления - словесно-логическая.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у ребенка такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, установление причинно-следственных связей. Благодаря этому ребенок может понять главную мысль сказки, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку и т. д. Занятия с ребенком могут улучшить показатели мышления в 3–4 раза.

Память по-прежнему является непроизвольной

То есть ребенок легко запоминает то, что его заинтересовало. Но даже в этом случае забывание происходит очень быстро. Родители пятилетних детей часто удивляются, что дети так быстро забывают какую-то информацию.

Уже в этом возрасте проявляются индивидуальные различия: у одних детей лучше развита зрительная память, у других - слуховая, у третьих - эмоциональная, а у четвертых - механическая. В занятиях с ребенком следует развивать все виды памяти, но стремиться все-таки к обучению запоминания с опорой на мыслительную деятельность, на понимание.

Ведущей деятельностью ребенка является сюжетно-ролевая игра

В процессе которой развивается воображение. Именно воображение дает возможность ребенку представить себя во время игры летчиком, моряком, шофером и т. д. Некоторых родителей пугает чрезмерное (как им кажется) фантазирование ребенка, и они спрашивают: «А нормально ли это?» Для пяти-шестилетнего ребенка фантазирование является необходимой предпосылкой творческого отношения к действительности. Неустанная работа воображения - это один из путей, ведущих к познанию и освоению мира.

Следует обратить внимание на развитие речи

Все ли звуки ребенок произносит правильно? Не «съедает» ли начала и окончания слов? Умеет ли связно выражать свои мысли? и т. д. Если хотя бы на один из этихвопросов вы ответили «нет», значит, нужно «бить» тревогу. Если же вам самим не удается добиться положительных результатов, не следует пренебрегать такой проблемой и обязательно нужно обратиться за консультацией к специалисту - логопеду.

Ребенка следует начинать учить чтению

Большинство детей этого возраста сами проявляют интерес к овладению грамотой, особенно, если вы готовили его к этому. Вы постоянно разговаривали и играли со своим ребенком, отвечали на его вопросы и стимулировали его познавательные интересы, много читали, разучивали стихи и несложные песенки.

Что может быть лучше и прекраснее, чем ваш ребенок в 5 месяцев? Крошка растет, а следом за его развитием меняется и режим дня, питание. Неважно, мальчик это или девочка, жизнь так и бьет ключом из него.

Малыш становится активным, изменяется его рост и вес, он умеет ползать, и даже можно попробовать его осторожно сажать. В такие моменты важно следить, чтобы малыш не упал с дивана или с другой поверхности.

Вы перестаете переживать о таких проблемах, как запор, вздутие и постоянные колики. Если сон плохо приходил днем и даже ночью, то сейчас малыш спит гораздо лучше.

Что делать, чтобы ваш малыш не упал с дивана во время того, как вы пытаетесь научить его сидеть? Какой должен быть режим дня, какое развитие или игры нужно давать малышу? Важна ли гимнастика в таком возрасте? Сажать ли малыша насильно, если он умеет только ползать?

Давайте вместе с вами попробуем найти ответы на все вопросы.

Физиология и формирование

Малыш продолжает развитие, прежде всего, меняется его рост и вес. Особенно вес, он значительно отличается от того веса, который был при рождении. Общий вес уже составляет примерно 6,5 8 кг, все зависит от пола ребенка: мальчик чаще всего весит немножко больше, чем девочка.

Вес увеличивается приблизительно в два раза. Конечно, у каждого малыша свой организм и особенности развития, но норма не должна сильно выходить за границы показателей.

Также изменяется и рост малыша. Конечно, он движется не так быстро по возрастающей, как вес. Рост меняется каждый месяц на 2-8 см, значит, рост в пять месяцев будет составлять приблизительно 6268 см, что также зависит от пола ребенка.

Рост и вес важно контролировать каждый месяц у вашего педиатра, то есть ежемесячно проводить контрольное взвешивание и измерение.

Для чего это делать?

Чтобы знать, как развивается организм крошки, хватает ли ему еды, как прибавляется рост и вес. Все эти показатели на самом деле очень важны. Ведь избыток или их недостаток могут служить причиной возникновения или проявлением недуга (например, запор), который может задерживать рост, не говоря о развитии. Если ребенок плохо набирает вес, необходимо обратиться за консультацией к доктору.

Кормление и прикормы

Питание малыша зависит исключительно от того, на каком кормлении он находится. Какие можно назвать виды? Естественное, искусственное и смешанное питание. Думаю, вы и так уже поняли, что первый вариант подразумевает под собой кормление грудным молоком, второй способ смесью, а третий, смешанный тип и молоком, и смесью.

Прикорм давать в таком возрасте нужно осторожно и постепенно, и только в том случае, если питание смешанное или искусственное. Первые разы крошке дают пол чайной ложки овощного пюре, а если вес не прибавляется, то докармливают кашей.

Малыш должен привыкнуть к новому вкусу, а вы наблюдайте за реакцией организма и самого малыша на новые продукты, чтобы не было аллергических реакций. Все новые продукты должны проходить термическую обработку и перетираться на пюре, а также, чтобы запор не наделал беды, продукты должны быть свежими. Следовательно, меню ребенка в 5 месяцев не должно кардинально меняться, а прикорм должен вводиться постепенно и маленькими порциями.

Прикорм не должен иметь густую консистенцию, иначе у ребенка может возникнуть запор. Запор несет сложности не только ребенку, но будет плохо и вам, так как придется принимать меры.

Чтобы точно выявить, почему возникает запор, следует обратиться к врачу. Ведь запор может иметь и другие причины, например, аллергию на продукты или неврологические отклонения. В общем, как вы поняли, запор - дело не шуточное.

Сновидения крошки

Какой режим дня и сон у ребеночка пяти месяцев? Многие мамочки жалуются, что их пятимесячный малыш плохо спит, его режим дня можно считать нарушенным. Почему?

Все дело в том, что причиной этого часто бывают именно зубки или же постоянный голод. Так как рост и вес требуют своего, крошке часто хочется кушать, и сон из-за этого многократно прерывается.

Чтобы не возникало подобных проблем, родители должны соблюдать режим дня малыша, т.е. некоторые правила, тем самым давать малышу возможность привыкнуть к одному графику. Не нужно будить каждый раз кроху для кормления, лучше накормите его сытно еще до сна.

Ночью кормление должно проходить в тихой и спокойной обстановке, без резких и громких звуков и яркого света. Так вы сможете научить его одному распорядку дня. Конечно, ребеночек может все равно плохо спать, в таких случаях нужно просто набраться терпения, но все равно соблюдать режим и не нарушать правила.

Сон малыша, в общем, длится до 16 часов за сутки, сюда входит ночной сон и трехразовый за день. Не дожидайтесь капризов малыша. Как только вы видите, что малыш устал, ведет себя плохо, капризничает, уложите его в кроватку и пусть спит. Даже если малыш плохо спит днем, не будите его, ребенок может поворочаться, найти удобную позу и продолжить сон.

Что входит в режим дня? Это сон днем и ночью, время бодрствования и питания, игры и развитие, различная гимнастика и время для гигиены. Все это и есть режим дня, который в 5 месяцев существенно меняется.

В то время когда кроха не спит, ему можно и нужно уделять большое количество времени, это не так сложно, как вам кажется. Нужно гулять с ним не меньше 2 часов в день на свежем воздухе, заниматься с ним, научить ползать, развивать ребенка с помощью игр, можно также попробовать сажать, но только следить, чтобы он не упал с дивана или кровати. Конечно, поначалу все будет не так хорошо, как бы вам хотелось, малыш может капризничать и не хотеть делать то, что нужно. Наберитесь терпения, и слово уметь приобретет для вас и вашего чада другое значение.

Вывод таков: если у вас получится научить соблюдать режим дня, то ребенку будет значительно легче, как и вам самим.

Как развлекать свое чадо?

В пятимесячном возрасте малыш должен быть активным и веселым. Все навыки, которые он уже умеет выполнять, будут задействованы в полной мере. Вещи, которые он видит под рукой, сразу будут пробоваться на вкус, поэтому нежелательно давать такую возможность, убирая все мелкие и грязные предметы.

Известный доктор Комаровский советует мыть все игрушки, которые ребеночек может взять в рот, так как существует вероятность кишечной инфекции или риск получить запор у малыша.

Игры подбирайте так, чтобы они не были сложными. Ребенок для этого может быть еще мал, поэтому оценить ваше старание по достоинству не сможет. Главное правило игры по возрасту.

Чадо должно уметь ползать в таком возрасте. Если малыш плохо спит, то перед сном можно хорошенько его измотать. Так как он должен уметь ползать, пусть двигается, только обезопасьте его, чтобы он не упал с дивана. Если ваш малыш сел самостоятельно, придержите его, но не долго. Позвонок маленьких крох еще не особо приучен к длительным нагрузкам, поэтому нельзя сажать ребенка насильно.

Днем гуляйте на улице и пробуйте развивать его рефлексы, называйте предметы, находящиеся вокруг.

Спешить сажать кроху не нужно, важно его правильно подтолкнуть к этому шагу, чтобы он сел самостоятельно. В некоторых случаях нужна ваша помощь и поддержка. Если вы видите, что малыш сел, но не может себя удержать в таком положении, то разложите вокруг мягкие подушки, чтобы он не упал. Это будет служить опорой для его позвонка.

Если малыш все же сел, задействуйте такие игры, которые его заинтересуют и отвлекут, например, погремушки. И не забывайте, что их нужно часто мыть из-за изобилия на них слюны и микробов.

Чему вы можете научить ребеночка во время игры? Например, манипуляции с игрушками. Покажите, что кубики можно не только складывать, но и, например, бросать их, а мячик не только катать, но и подбрасывать. Берите яркие цветные игрушки, они привлекут больше внимания, и научить ребенка чему-нибудь станет проще.

Днем кроха должен активно ползать, поэтому у вас, скорее всего, не получится его остановить и привлечь его внимание, он еще мал для серьезных игр.

Как только малыш сел, сделайте все, чтобы он не упал, и можно попробовать развивать его, научить играть в ладушки. Помните, что вам надо сдерживать себя и не проявлять агрессии по отношению к своему чаду. Проводите днем более активные игры, а к вечеру пробуйте сажать на диван кроху и показывать ему цветные книжки. Учитесь соблюдать режим дня, и сон ребенка будет более глубоким, а ваша жизнь спокойней.

Доктор Комаровский советует: если малыш еще не сел самостоятельно, не делайте это насильно, обычно дети сами подходят к такому моменту. Особенно нежелательно сажать малыша на высокие поверхности, чтобы не упал с дивана или стула.

Когда вы увидели, что малыш сам сидит, и довольно долго, тогда можно его сажать на специальный стул с креплениями, тогда вам легче будет и кормить, следить чтобы не упал.

Лечебные упражнения

В таком возрасте мышцы стремительно развиваются, поэтому дети уже могут свободно переворачиваться и ползать.

Доктор Комаровский утверждает, что гимнастика нужна для укрепления и нормализации тонуса в мышцах, а также для поддержания иммунной системы малыша. Гимнастика должна включать в себя простые упражнения, такие как поглаживание, растирание, растягивание, разминка и вибрация.

Первое правило - это частота и правильность их выполнения. Вы можете попросить у специалиста научить вас делать простые упражнения. Проводить процедуры лучше всего днем, следите, чтобы малыш не упал с дивана во время выполнения гимнастики. После таких занятий ребенок хорошо спит днем, а ночью вас не будет беспокоить.

Родителям важно набраться терпения и окружить кроху теплом и заботой. Как вы поняли, прикорм нужно давать маленькими порциями, при этом он не должен быть густым, иначе запор не заставит себя ждать.

Если малыш плохо спит днем, старайтесь соблюдать режим, и сон сразу наладится. Вы должны понимать, сон - залог хорошего настроения ребенка.

Кроха в таком возрасте должен уметь ползать, поэтому помните, что насильно сажать его нежелательно. Следите за своим бунтарем постоянно, ведь из-за своей бескрайней энергии он может упасть с дивана или со стула.

Упасть с дивана довольно легко, если малыш спит на нем, так как во сне многие дети довольно активны и ворочаются. Уметь ползать малыша не нужно учить, это он сделает сам и очень быстро, вы даже не успеете заметить. Главное, во время переодевания ребенка не отвлекайтесь, иначе, перевернувшись самостоятельно, малыш может упасть с дивана.

С момента рождения крохи прошло уже 5 месяцев. К этому времени малыш научился дарить улыбку своим близким. Режим дня остается прежним, а вот развивающие занятия немного усложняются. У крохи формируются предпосылки к ползанию и начинают прорезываться первые зубки.

Развитие ребенка в 5 месяцев продолжается, и беспокойных мамочек интересуют вопросы физиологии, психологии, питания, ухода и досуга любимого малыша.

Физиологическое развитие в 5 месяцев (таблица)

Продолжительность бодрствования увеличивается до 1,5 - 2 часов.

Некоторые малыши начинают переходить на трехразовый сон, который длится 1,5 – 2 часа.

На протяжении всего дня малыш нуждается в приеме пищи 6 раз с интервалом в 3,5 часа.


Нормы развития ребенка в 5 месяцев

К пяти месяцам увеличивается мышечная масса малыша. Педиатр должен регулярно осматривать ребенка, и тщательно следить за его развитием и антропометрическими показателями. Чаще всего, за основу берется таблица, разработанная Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ).

При рассмотрении показателей измерения роста и веса необходимо выбрать отправную точку. Учитывая, что в первые дни после своего появления на свет новорожденный немного теряет в весе, за основу возьмем показатели, которые зафиксированы в день выписки из роддома.

Таблица: нормы роста и веса ребенка в 5 месяцев, разработанные ВОЗ


Рост и вес (мальчики, девочки)

Таблица ВОЗ приводит среднестатистические показатели, по которым мама может провести сравнительный анализ веса своего ребенка.

Все дети индивидуальны. При рождении они наследуют генетику своих родителей. Если в семье родители худощавые или полные, то и дети будут, соответственно, худенькими или полненькими.

На вес и развитие малышей влияет еще и их гендерная принадлежность. Мальчики всегда крупнее девочек. Но по своей двигательной активности девочки превосходят мальчиков: девочки более подвижны.

У девочек быстрее начинают прорезываться зубки, и этот процесс проходит в более легкой форме, чем у мальчиков.

Краткая таблица навыков

Двигательная активность
  • продолжительное время лежит на животе, опираясь на ладошки;
  • при поддержке подмышки крепко упирается выпрямленными ногами в поверхность пола;
  • развиваются навыки, необходимые для ползания;
  • из положения лежа подтягивая ручки и голову, пытается самостоятельно сесть.
Зрительное восприятие
  • благодаря зрению и осязанию развивается координация рук. Малыш отводит большой палец и схватывает игрушку;
  • может перекладывать игрушки из одной руки в другую;
  • энергично размахивая погремушкой, реагирует на извлеченные из нее звуки.
Слуховое восприятие
  • поворачивает голову или ищет глазами источник звука;
  • внезапный звонок или громкая музыка способны испугать малыша;
  • внимательно прислушивается к взрослой речи, пытается певуче гулить;
  • успокаивается и хорошо засыпает под тихую мелодию.
Понимание и развитие речи (гуление)
  • малыш находится на подготовительном этапе развития активной речи (это звуки и слоги, которые малыш может произносить);
  • во время бодрствования певуче и с разной интонацией гулит;
  • пробует произносить согласные звуки;
  • сочетая гласный звук с согласным, произносит первые слоги: ма, ба, па, таким образом, у малыша появляется лепет;
  • развивается артикуляционный аппарат, слуховое восприятие и речевой слух. Малыш внимательно прислушивается к звукам, которые произносят взрослые, и пытается самостоятельно произнести их в виде отдельных слогов.
Познавательное развитие ребенка в 5 месяцев продолжает знакомиться и познавать окружающие его предметы
  • обследует предметы и игрушки: притягивает, отталкивает, ощупывает, обследует языком и губами. Для извлечения звука хлопает, размахивает, стучит и бросает игрушки на пол;
  • притягивая и отталкивая предметы, понимает, что они способны двигаться;
  • при захватывании различных предметов развивает тактильную чувствительность ладоней, определяет форму предметов и материал, из которого они сделаны (дерево, резина, ткань, полиэтилен);
  • ведет элементарную исследовательскую деятельность с игрушками, имеющими разные физические свойства (тонет, мокнет, пищит, рвется).
Эмоционально-социальное развитие ребенка в 5 месяцев
  • при виде близкого человека малыш останавливает на нем свой взгляд, дарит ему улыбку, гулит и оживленно двигает ножками и ручками – такая реакция называется «комплексом оживления».
  • различает близких и чужих людей. В незнакомой обстановке ведет себя настороженно;
  • различает ласковый и сердитый тона голоса, по-разному на них реагирует.
Психологические изменения
  • уверенно держит голову в вертикальном положении;
  • избирательно относится к близким людям;
  • учится дифференцировать звуки, форму и цвет предметов.

Правильное и всестороннее развитие ребенка происходит только на фоне его положительного эмоционального состояния.

Как развивать ребенка в 5 месяцев

Упражнения и занятия с ребенком

Для проведения занятий в режиме дня малыша отводится специальное время: после кормления, в период бодрствования: с 10.00-10.30 и с 13.30-14.00, их продолжительность не должна превышать 5-7 минут.

Занятия проводятся только на фоне благоприятного эмоционального состояния ребенка. Если он испытывает недомогание или капризничает, то лучше отложить всё до более благоприятного периода.

Великий педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

В головном мозге у человека центры, отвечающие за движение пальцев рук и речь, расположены довольно близко. Развитие моторики рук активизирует в коре головного мозга соседние зоны, отвечающие за речь и мышление.



Развиваем мелкую моторику

Как развивать у 5-месячного малыша координацию и моторику рук? Для этого существуют специальные упражнения.

Учитывая, что малыш умеет продолжительное время лежать на животе, опираясь на ладошки, можно смастерить специальное пособие. Сшить небольшую плоскую подушечку размером 20 на 40 см и толщиной не более 1,5см и дополнительный набор чехлов из разных по цветовой гамме и структуре тканей (байка, атлас, клеенка). С обратной, «нейтральной», стороны чехла пришиваем разнообразные плоские пуговицы: овальные, круглые, квадратные, большие и маленькие. Лежа на животе и опираясь на ладони, руки малыша будут находиться на поверхности подушечки. Взяв руку за запястье, взрослый проводит ладонью по поверхности изготовленной подушечки, позволяя малышу ощупывать ее.

Подобное упражнение используется для развития исследовательских навыков и тактильных ощущений рук.

Мария, мама 5-месячного Ильи: «Сшила для своего сынишки подушечку с набором разных чехлов, пришила с обратной стороны пуговицы. Лежа на животе, он с удовольствием ее обследует. Илье нравится разноцветное поле с пуговицами. Он с удовольствием хлопает ладошкой по подушке и пытается пальчиками захватить их. Когда переворачиваю подушечку на обратную сторону, то сынишка подолгу смотрит на нее и водит ладошками по поверхности, словно пытается нащупать исчезнувшие пуговицы!»

Формируем навыки ползания и ходьбы

Ползание

Для подготовки ребенка к ползанию и развития этого навыка необходимо положить малыша на живот и чуть поодаль от него расположить яркую игрушку или любой другой предмет, вызывающий у него интерес. Любые попытки малыша приблизиться к игрушке, необходимо подбадривать и поощрять.



Ходьба

Для формирования первичных навыков ходьбы взрослому необходимо взять малыша подмышки, поставить ножками на твердую поверхность и в таком положении удерживать какое-то время. Малыш будет сгибать, и опускать свои ножки. При движении вперед получится своеобразная имитация ходьбы. Если положить под ноги специальный массажный коврик, малыш получит общеукрепляющий массаж стоп.

Развивающие игры с ребенком в 5 месяцев

При помощи развивающих игр малыш познает окружающий мир, учится распознавать предметы и устанавливать между ними взаимосвязь.

Игры с подвесными игрушками

Для этого понадобится: мобиль и подвесная игрушка на пружине или резинке.

Используя классический мобиль, можно научить малыша выполнять два взаимосвязанные действия, которые приводят к определенному результату. Взрослый крутит и потряхивает игрушкой, побуждая малыша дотянуться до нее. Схватив, ребенок потянет ее к себе, но если отпустит, она вернется в исходное положение. И малыш потянется снова.

Можно предложить малышу потянуть за колечко, подвешенное за веревочку. Таким образом, колокольчик, прикрепленный к мобилю, начнет издавать звук. Так малыш осуществит простое действие, имеющее результат.

Игры с погремушками

Взрослый должен учить малыша брать погремушку из своих рук и из любого положения тела, на протяжении 1-2 минут удерживать ее в руке. Ориентируя малыша на яркую игрушку, лежащую сбоку, нужно провоцировать его переворачиваться с живота на спину и наоборот.



Игры и неваляшками

Такие игры позволяют малышу развивать зрительное и слуховое восприятие, а также координацию рук. На вопрос: «Где неваляшка?» , - малыш поворачивает голову и пытается до нее дотянуться. На первых порах можно к неваляшке привязать веревочку с кольцом. Так, дергая за кольцо, он приведет игрушку в движение.

Словесные игры

Существует множество потешек, песенок, игр и игрушек, способных развлечь и позабавить малыша. Например, потешки «Ладушки, ладушки», «Сорока-Белобока» заставляют ребенка прислушаться к речи взрослого и следить за его действиями. Взрослый, держа кроху на руках, имитирует движения (хлопает в ладоши, водит пальчиком по ладошке и загибает один пальчик за другим).

-Ладушки, ладушки!
- Где были?
- У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
- Что на закуску?
- Кислую капустку!
Попили, поели,
Шу-у-у! Полетели!
На головку сели,
Ладушки запели.

Игрушки для детей в 5 месяцев

Разнообразные игры и игрушки способствуют познавательному, сенсорному развитию малыша, развивают координацию и движение рук, учат его видеть прекрасное в этом мире.

Какие игрушки нужны 5-месячному ребенку

  • разноцветные погремушки с ярко выраженной ручкой, иначе малышу сложно будет держать ее в руках. Погремушки способствуют развитию взаимодействий с предметами;
  • резиновые игрушки-пищалки. Сжимая их в руке, кроха сможет развивать тактильные ощущения и общую моторику рук. Резиновыми игрушками можно развлечь ребенка во время купания;
  • неваляшка, юла, башенки, пирамидки и матрешки: они своей красочностью привлекут и позабавят 5-месячных детишек. Производя разнообразные манипуляции с игрушками, ребенок учится различать форму, цвет предметов, их величину.
  • мячи небольшого диаметра способствуют развитию двигательной активности;
  • музыкальные игрушки развивают слуховое восприятие. Своей мелодичностью они способны успокоить малыша;
  • заводные игрушки способствуют развитию зрительного восприятия. Они забавляют и веселят маленького кроху.
  • Игрушки должны иметь сертификат качества и изготавливаться из экологически чистого материала;
  • Все игрушки должны быть безопасными для детей. Помните, что вовремя прорезывания зубов малыши берут в рот не только собственный кулачок, но и игрушки;
  • Игрушки необходимо ежедневно мыть!

Досуг

Каждый день для малыша наполнен разными открытиями, событиями и достижениями. Без любви и заботы близких людей невозможно полноценное развитие маленького крохи. Несмотря на цикличность периодов в режиме дня ребенка: сон, кормление, бодрствование, – его досуг должен быть разнообразным и интересным.

Прогулки

Одежда

Одежда ребенка должна соответствовать погодным условиям. Переохлаждение и чрезмерные укутывания одинаково вредны для здоровья.

Время

Прогулки оказывают положительное влияние на физическое развитие малыша. Они должны быть ежедневными, особенно в теплое время года. Не рекомендуется гулять с крохой при температуре ниже -10 С.


Место

Для прогулок лучше выбирать местность, удаленную от автомобильных дорог. Для этой цели подойдут разнообразные парки.

Как гулять?

Гуляя с малышом, нужно постоянно с ним разговаривать. Покажите ему листочки или веточки на деревьях, скамеечки, на которых отдыхают прохожие, кошечек и собачек, прогуливающих по травке.

В процессе прогулок ребенок познает окружающий мир, расширяется его кругозор.

Чем занять малыша

Малыш постоянно нуждается во внимании взрослого человека. Но бывают моменты, когда маме нужно заняться домашними делами, а кроха все время сидит на руках и не дает возможности что-либо сделать. Для того, чтобы найти выход в данной ситуации без капризов и слез, необходимо приучать ребенка к самостоятельным играм.

Любое новое и интересное занятие способно отвлечь малыша и переключить его внимание на другую деятельность.

Заинтересовать кроху могут любые яркие и пока еще незнакомые игрушки. Исследуя и производя различные манипуляции с ними, он может некоторое время побыть один.

Если мама занята на кухне, то ребенок обрадуется кухонным инструментам, которые ему дадут на растерзание. Например, деревянную ложку и кастрюлю, по которой можно стучать. Шума много, но руки мамы свободны!

Питание ребенка в 5 месяцев

Правильное и сбалансированное питание имеет большое значение для нормального роста и развития маленьких детей. Малыши до 5 месяцев на протяжении всего дня нуждаются в приеме пищи 6 раз (через каждые 3,5 часа).

Маленькие дети от 5 – 6 месяцев переходят на 5-разовое питание с интервалом между кормлениями в 4 часа.

При недостатке материнского молока или его отсутствии детей переводят на полноценное смешанное или искусственное вскармливание.

При любом виде вскармливания детям даются фруктовые, ягодные и овощные соки.

На грудном вскармливании

Основной пищей для 5-месячного ребенка пока еще остается материнское молоко.

В этом возрасте у малыша все еще сохраняется сосательный рефлекс. Он помогает малышу не только насытиться, но и успокоиться.

На смешанном вскармливании

При недостатке материнского молока врач-педиатр назначает специальные адаптированные детские смеси. Ребенка докармливают из специальной бутылочки сразу же после кормления грудью.

Все смеси изготавливаются на молочно-консервных комбинатах. Для того, чтобы состав смеси приблизить к материнскому молоку, белок коровьего молока подвергают специальной обработке, повышая его усвояемость и перевариваемость.

Кисломолочные смеси готовятся на основе адаптированной молочной основы с применением кисломолочных бактерий.

На искусственном вскармливании

Перевод ребенка на искусственное вскармливание требует пристального внимания. Особенно это относится к детям, перевод которых происходит внезапно. В первые 2 – 3 дня малышу дают небольшой объем пищи (приблизительно 2/3 от суточной возрастной нормы), дополняя недостающее количество чаем. Если ребенок хорошо переносит назначенную смесь, то в течение 3 – 4 дней, ее количество доводится до суточной нормы.

Прикорм

При недостаточном весе в 5 месяцев ребенок получает первый прикорм.

Хорошо подойдет овощное пюре. Они насыщают детский организм необходимыми витаминами и минеральными веществами. Ослабленным детям пюре из овощей рекомендуется вводить на 2 недели раньше.

Для приготовления первого овощного пюре можно использовать кабачки (цукини), брокколи, картофель, тыкву. Из-за высокого содержания крахмала и фосфора доля картофеля ограничивается ½ объема блюда.

В качестве второго прикорма малышу дается 8 – 10 %-ная каша, которая готовится на коровьем молоке 3,2% жирности.

Для лучшего усвоения каш разнообразные крупы перемалывают в муку. Возможен и другой вариант: уже готовые каши измельчают блендером.

С 5 месяцев в положении полусидя на руках у взрослого, нужно приучать ребенка есть с ложечки.


Уход и гигиена

Малыши постоянно нуждаются в тщательном уходе. Постельные принадлежности и одежда малыша должны быть чистыми и проглаженными. Нельзя допускать длительное пребывание малыша в мокрой одежде. Чрезмерная влага негативным образом сказывается на нежной коже малыша: на ней появляются опрелости и раздражения.

Если малыша приучили к опрятности, следили за чистотой его кожи, то в этот период он может отрицательно реагировать на мокрое белье, грязное лицо, проявляя при этом беспокойство.

Елена, мама 5-месячной Алины: «У моей Алины на попе появляется раздражение от памперсов. Стараюсь пользоваться ими в редких случаях. Мокрые пеленки и ползунки меняю постоянно. В последнее время стала замечать, что дочь сама извещает меня о необходимости смены белья».

Заключение

Подводя итог вышесказанному, в краткой таблице развития, изложим все достижения 5-месячного малыша:

Критерии
Достижения
Вес, рост
По сравнению с предыдущим месяцем малыш прибавил в весе 700г и подрос на 2 см.
Что должен уметь ребенок в 5 месяцев
  • опираясь на ладони, длительное время лежит на животе;
  • развиваются движения, способствующие навыку ползания;
  • умеет перекладывать погремушку из одной руки в другую;
  • ритмично взмахивая погремушкой, извлекает звуки;
  • поворачивает голову в сторону источника звука;
  • прислушивается к взрослой речи, начинает певуче гулить;
  • пробует произносить некоторые согласные звуки;
  • малыш внимательно прислушивается к звукам, которые произносят взрослые, и пытается самостоятельно произнести их в виде отдельных слогов;
  • по-разному реагирует на близких и незнакомых людей, то же самое касается и окружающего пространства;
  • различает ласковый и сердитый тона голоса, по-разному на них реагирует;
  • уверенно держит головку;
  • появляется избирательное отношение к взрослым;
  • начинают прорезаться зубы.
Питание
  • с 5 месяцев вводится первый прикорм;
  • с 5,5 месяцев вводится второй прикорм.
Уход и гигиена
Начинает беспокойно реагировать на испачканное и мокрое белье
  1. С.Л.Новоселова «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста», стр.8-12;
  2. В.И.Ядешко «Дошкольная педагогика», стр.124-129;
  3. В.Г.Кисляковская «Питание детей раннего и дошкольного возраста», стр.43-48;
  4. Л.Н.Павлова «Знакомим малыша с окружающим миром», стр.29-38.

Видео: Гимнастика и массаж для малышей 5-6 месяцев