Вин чунь в домашних условиях. Основы вин чунь. Эффективное использование энергии или силы

Ушу – это классическое китайское боевое искусство, которое объединяет в себе сотню различных стилей. Один из них – вин чун, который был создан настоятелем шаолиньского монастыря Чжишанем. Он объединил простые, но очень эффективные комплексы, помогающие максимально быстро обезвредить противника, используя его собственную силу против него самого. Странствующим монахам знания по самозащите были просто необходимы, боевой стиль оттачивался в походных условиях и рассчитывался не на красоту внешней формы, а на эффективное практическое применение. В видео вин чун демонстрирует представитель Федерации шаолиньского ушу Юнчунцюань Олег Радионов. Уроки Вин Чун включают в себя обучение базовым стойкам и классическим комбинациям. Уникальность этого стиля ушу состоит в том, что при небольшом количестве техник он полностью направлен на поединок. Здесь не будет ни одного лишнего движения. Мастерство вин чун передавалось из поколения в поколения и оттачивалось в течение всей жизни ученика. Монах Чжишанем обучил своему стилю мирскую девушку Су Саньмэй – талантливую актрису и известного мастера боевых искусств того времени. Су Саньмэй проводила исследования, развивая и дополняя вин чун техниками из своего практического опыта. Благодаря кропотливой работе адептов, стиль вин чун существует уже более трех веков. А познакомиться с ним вы можете посмотрев видео уроки вин чун на нашем сайте.

Загляните ещë сюда:


Доброго времени суток, Бойцы! Всем ли известна такая система боя, как Вин-Чун? Поговорим о её достоинствах, небольших недостатках, и на что следует обратить внимание, чтобы извлечь максимальную выгоду из практики этой школы.

Неизвестно как возникшая, имея крайне интересную историю, вин-чун в наш век пытаются запихать в рамки спорта, но происходит это, к счастью, с некоторыми затруднениями, в силу специфики решаемых её задач, её арсенала и нарабатываемых ею навыков.



Убери воздействия пальцами по уязвимым зонам – и образуется пустота. Перестань метить по уязвимым зонам, придётся бить в более защищённые. И что останется от системы? Чи-сао и простейший прямой. И превратится вин-чун в другую систему: спортивную и беззубую.

Система вин-чун до сих пор является самой популярной школой ближнего боя: при её достоинствах, недостатки не такие уж существенные. И которые достаточно легко ликвидируются, при условии, что это действительно, недостатки системы, а не недопонимание занимающегося. Здесь я привожу одну небольшую статью со своими вставками, так сказать, моим личным мнением, которое у других может быть своё. И небольшими рекомендациями, которые могут неплохо повысить мастерство бойца, но не за счёт дополнений техник из других единоборств, а действуя в рамках системы. Сначала, в рамочках, идут выдержки из статьи, потом я излагаю свои соображения по тем или иным аспектам вин-чун.

Практикующий. Отдав стилю вин-чун одиннадцать лет своей жизни, я могу теперь спокойно рассуждать о том, что в вин-чун есть и чего ему не хватает. К сожалению, многие люди, начиная заниматься различными боевыми искусствами, возлагают на них слишком большие надежды, не замечая специфики и задачи, которые должен решать стиль, вследствие чего, часто идёт разочарование в выбранной школе боя.

Теперь, конкретнее о вин-чуне. Конек стиля – ближний бой, техника захватов и «раздергивания рук», а так же методы контроля. Основной минус, это отсутствие одиночных акцентированных действий типа «удары». Ставка идет на точность, скорость и количество. По теории стиля лучше ударить несколько раз, так как это будет создавать «кумулятивный» эффект, то есть накопление и суммирование воздействия.

Именно детальная проработка вскрытия центральной линии является сильной стороной этого стиля. Что-же касается методов контроля, то тут я не совсем согласен, что чи-сао так уж хорошо нарабатывает способность к контролю рук противника: в том же тай-чи, унибос, багуа-чжан или это ставится не в пример лучше.

Дело в том, что в некоторых направлениях вин-чун в чи-сао отсутствует элемент неожиданности, оно напоминает каратэобразное ката, в котором все движения выполняются только так, а не иначе, вследствие чего, у начинающих изучать его, после первых же тренировок, мозг адаптируется и просто-напросто спит «по-ходу» отработки упражнения.

Делу несколько может помочь проведение неожиданных атакующих воздействий во время отработки этого упражнения, но всё равно, эффективность можно увеличить многократно. Для этого достаточно в вин-чун при отработке чи-сао, начать отрабатывать необусловленный контакт-контроль конечностей противника. «Необусловленный» - это значит, что противник-напарник сам должен решать, какое движение ему сделать в конкретный момент времени. И чем эти движения будут разнообразнее, тем лучше, в результате чего, напарник всё время будет вынужден находится в состоянии концентрации на упражнении.

Далее. Да, в вин-чун есть требование проводить несколько атак в одну зону. Тут создатель системы абсолютно прав: это особенность человеческого тела — после первого пропущенного удара, атакуемая зона расслабляется, порой, в несколько раз, и её становится легче пробить. Что же касается, отсутствия одиночных акцентированных воздействий, то тут автор не совсем прав: они существуют, но исполняются вместе с захватами. Да и если противник упал, вследствие его проведения, то зачем уже работать серией? Разве что, вспомнив выражение: «Лежачего не бьют, но здорово пинают», добавить ногой пару раз.

Практикующий. Но как быть, если противников несколько, и мы не можем «застревать» на каждом. В такой ситуации, мы не можем тратить больше одного удара на каждого.

Данная проблема в вин чун решается просто: достаточно сломать стереотип, что серией нужно работать исключительно по одному нападающему. Иначе говоря, серия ударов проводится, но по разным противникам.

Отсюда, на тренировках нужно уделять время на проработку серийных действий не по одной точке, а в круговую. И расположенным не только на разных высотах, но и расстояниях от исполнителя. Кроме этого, учесть ещё и то, что сами связки должны быть «гибкими»: т.е, после какого-то удара, нужно уметь нанести любой другой, ориентируясь по сложившейся ситуации. Пройдя такой тренинг, человек будет работать по классике вин-чун, т.е, сериями, но сможет без проблем, наносить удары, входящие в них, по любому противнику.

Другое дело, что с моей точки зрения, вин-чун несколько жестковата, поскольку в ней маловато способов усиления движений, в том числе и атакующих. Отсюда, и трудности с быстрым проведением ударов в связках по всем направлениям.

Практикующий. И тут начинаются проблемы, если бить не на «вынос». Из этой ситуации я сначала пытался выходить с помощью локтей, но для локтя нужно сильно сблизиться с противником. Пару раз меня схватили за одежду и повалили. После этого я решил, что акцентированный удар нужен. Их я позаимствовал из . Разумеется, добавил и физический тренинг. Это – обычные отжимания и отжимания с хлопками. Еще одно интересное упражнение с . Гантели берем за гриф (я использовал разборные гантели и выставлял на них четыре кг). Руки вытягиваем перед собой (гантели параллельны полу) и делаем «ножницы». Я думаю, все помнят это упражнение по урокам физкультуры. Для тех, кто не помнит: вытягиваем руки перед собой и попеременно скрещиваем одну, над другой. Выполняем упражнение три минуты. После этого, разворачиваем гантели перпендикулярно полу, и опять выполняем упражнение. Упражнение выполняется до утомления.

Так же хорошо кидать от груди набивной мяч, если мяча нет, можно найти камни и покидать их. Если есть возможность поколоть дрова, обязательно воспользуйтесь. Отличное упражнение. К тому же хорошо расслабляет нервную систему. Аналогом может служить работа кувалдой по покрышке грузового автомобиля. Так же рекомендую работу с эспандером, он, кажется, называется «эспандер лыжника». Зацепили эспандер, и работаем удары, зажав ручки в кулаках. Хорошо работать с утяжелителями. Я не брал больше 500 грамм, так как можно повредить локти. И последнее упражнение, его я позаимствовал у бойцов стиля киокушинкай. Оно выполняется с партнером: партнер становится сзади, берет пояс от кимоно за оба конца, набрасывает середину Вам на область талии и слегка натягивает. Партнер должен стоять в устойчивой позиции. Вы наносите удар с шагом, так, чтобы удалось сдвинуть партнера. То есть, чтоб Вам удалось протащить его за собой.

Обратите внимание, что человек решил, что «необходим акцентирировнный удар». То есть, это его личное мнение, основываясь на котором, он в будущем может быть создаст своё направление вин-чун, в котором ставка будет на одно поставленное атакующее действие. Другой человек может прийти к другим выводам и решениям, и так будет во все времена, только вот люди не понимают, что это, скажем так, будет их индивидуальный стиль вин-чун, подходящий исключительно под них.

Если же говорить про удар «на вынос», то это решительно непонятный мне момент: почему в него так все вцепились? Наверно, подсознательная установка, что «русский богатырь два раза не бьёт», а значит, необходимо добиться того, чтобы противник «высекался» с первого же раза. Ведь считается, что удары «на вынос» очень сильны. А если серьёзно, то зачем ставить такие времяёмкие в изучении, движения, да ещё и с вероятностью потерять равновесие? Ведь существуют многочисленные публикации с перечислением уязвимых зон тела.

И я не пойму, почему по ним не работают, а стараются тут же долбануть кулаком «куда-ни-попадя», а потом ещё и жалуются, что кисть повредили! Сплошь и рядом в вин-чуне идёт работа пальцами, коленями и локтями: во всяком случае, кулачных моментов там маловато. Сами их нарабатывают по всем известным трём зонам, повторять которые уже просто не хочется. Так нет же! Щёлкнуть пальцами по глазам и спокойно удалиться пока противник промаргивается, считается на по-мужски, а вот устраивать возню с обычными прямыми «боксёрскими», которые очень часто не поставлены - это в порядке вещей!

Я хочу сказать следующее: в вин-чуне потому и нет ничего такого, что в этой системе другой подход к вопросу достижения победы. Не бороться - её цель, выясняя, кто сильнее, техничнее и быстрее, а быстрое поражение атакующего путём «запирания» его конечности или её отвод в сторону с одновременной контратакой ударами по уязвимой зоне.

Мне просто кажется, что люди просто-напросто боятся работать по таким зонам, а потому, не отрабатывают на тренировках действия по ним, в результате чего эффективность системы резко падает. И получается следующий парадокс: человек ищет боевую систему, а найдя таковую, тут же её «начинает совершенствовать», выкидывая всё самое эффективное, поскольку считает, что так работать жестоко и негуманно.

Пытаясь решить эту проблему, они начинают модернизировать систему различными добавлениями, которых, как они считают, не хватает системе, и обычно, это попытки поставить прямой боксёрский «на вынос».

Практикующий. Второй минус вин-чун заключается в том, что там маловато , а так же в том, что уровень их проведения не выше колена. Для расширения арсенала часть их я позаимствовал из савата, а часть – из таеквондо. Уровень ударов при этом поднял до пояса.

Технику описывать не буду, а только дам несколько рекомендаций. Для укрепления ног я использовал обычный бег, бег по лестнице и бег в горку. Так же хорош «гусиный шаг». Если тепло, и где-то поблизости есть водоем, то – бег по колено в воде. Если водоема нет, но есть песок, то бег по песку. Зимой, если есть снег, то – по снегу.

Для развития силы удара ногой я использовал статику, то есть фиксировал удар на том уровне, на каком хотел нанести удар, и старался удерживать ногу в таком положении максимальное время. Либо, делал это упражнение медленно, максимальное количество раз. И, конечно, отрабатывал движения с утяжелителями. Утяжелители продаются в любых спортивных магазинах

Нормально, плюс системы превратить в минус. Зачем спрашивается насыщать систему дополнительными приёмами, если они все равно, никогда не будут отработаны в должной степени? Да, удары по ногам противника наносятся максимум «в живот», но этого более, чем достаточно. Основные цели здесь - это колени и потому, что они являются уязвимыми, но работать по ним не хотят, наверно, боятся закона, в отличии от нападающих, для которых закон «до лампочки».

Огромным плюсом вин-чун является его простота, так и незачем всё усложнять, ведь залог боевого успеха системы в сверхкачественной отработке техники, а не в её количестве. И абсолютно незачем насыщать систему высокими действиями ног, ведь это автоматически потребует от занимающегося наличия растяжки, что тут же исключает из рядов поклонником пожилых людей, да и время на освоение вин-чун многократно возрастает.

Практикующий. Наконец, третий минус вин-чун, это плохо проработанный раздел борьбы в стойке и в партере. Из этой ситуации я вышел с помощью изучения дзю-дзюцу и самбо. Также, я обратил внимание на методики выведения из равновесия, используемые в стиле Кадочникова.

Для укрепления кистевого хвата я использовал вис на перекладине, отжимания от пола на пальцах, «толкание» стены (это изометрическое упражнение). Для выполнения этого упражнения подходите к стене, упираетесь в нее руками и пытаетесь «сдвинуть». При этом напрягаете все мышцы тела, но не более чем на пятнадцать секунд. И последнее упражнение: из мешковины шьете мешочки, размером 40х40см заполняете их грецкими орехами или керамзитом (керамзит более дешевый вариант). Для увеличения/снижения веса мешочки досыпаете/высыпаете песок. Мешочки подбрасываете и ловите, используя укладку «тигриные когти».

Тут я согласен - в партере бойцы стиля работать не умеют. Они своими действиями просто стараются не доводить до этого;) Другое дело, что мне не понадобилось одиннадцать лет тренировок по вин-чун, чтобы это понять, хе-хе.

Иначе говоря, человек одиннадцать лет изучал не вин-чун, нет. Он изучал пять систем: бокс, самбо, дзю-дзюцу, саватт и тэквандо. Соответственно, и тренировочное время у него делилось поровну между этими системами. А вин-чун просто считал основной своей системой. Конечно, в целях понимания основного стиля, которым занимаешься, крайне желательно посещать и другие секции, но не для того, чтобы изучать их столь же тщательно, как основную систему боя, а для того, чтобы просто быть «в курсе», да и спарринги с представителями других школ боя, крайне полезны в целях приспособления изученных движений под иные атакующие движения, а также чтобы научится учитывать параметры противников.

Вот например, такая всем известная система боя, как тайский бокс или . Ведь примитивная донельзя. И в партере биться не умеют, и против нескольких, потому что она спортивная система, но никому и в голову не приходит, что её необходимо дополнительно насытить какими-то приёмами. А всё почему? Потому что они не гонятся за количеством приёмов, а работают «на качество» их, результате чего тайские боксеры и считаются сейчас весьма опасными противниками…

Практикующий. Приведенные мною методики тренировок помогли мне в свое время ускорить прогресс в практике стиля. Кончено, многие скажут, зачем ноги или борьба, если я все сделаю с помощью рук. На одном из семинаров Дерека Вернона (грэндмастер по вин-чун из Великобритании) он долго мне объяснял, что ноги и борьба не нужны в Вин Чуне. На что я резонно возразил: «Но я же не мастер, и я их использую» он же ответил: «Так становись им!».

Конечно, стать мастером хорошо, но порой драться приходится, пока ты еще не стал мастером. И даже после одиннадцати лет практики, когда я уже могу сказать что, что-то начал понимать в вин-чуне все кажется мне не таким однозначным. Поэтому, обратите внимание на эти моменты сейчас. Удачи вам на Пути.

Плюсы вин-чун. Минимум техники при высокой эффективности, если соблюдаются некоторые правила. Хорошо проработанная методика при работе «лицом к лицу». Уделено внимание развитию чувствительности, что редкость в наше время. Это одна из немногих боевых систем Китая, которая ещё может «завалить». Компактная, практичная, простая, абсолютно непохожее на то ушу Китая, что сейчас распространено со своими вычурными движениями. По уровню отработки движений, напоминает каратэ, только в компактном исполнении.

Огромным плюсом вин-чун является совмещение защитных действий с атакующими. В чём тут «фишка»? Многие наблюдали в фильмах различного рода перестрелки, когда кто-то, высунувшись из-за прикрытия, несколько раз стреляет в направлении противника, и тут же прячется обратно. После этого, уже высовывается противник и в ответ выпускает обойму, и тоже прячется. И так по очереди.

Точно такое же явление наблюдается и в боевых искусствах: человек наносит удар и переходит в защиту (прячется). В свою очередь, противник делает тоже самое и тоже уходит в защиту. И какой тут смысл? Бессмысленный обмен ударами, которые блокируются: тоже самое, что и перестрелка - чего стрелять, если противник укрылся за какой-нибудь стеной?

Вот как раз, принцип одновременного проведения защит и атак и ликвидирует эту глупость. Захват не даёт противнику уйти в защиту, а кроме того, дополнительно придаётся сила атакующему движению за счёт использования дополнительного источника опоры.

Быстрые уходы с линии атаки сочетаются с ответными контратакующими действиями, в основном прямолинейного характера. Поскольку, после защиты, человек часто выходит на близкую дистанцию, он может использовать удары «короткого рычага» — локтями и коленями.

Занятия по Вин Чун в нашей школе проходят в , на станциях Таганская и Баррикадная.

Что нужно для первой тренировки

  • Удобная спортивная одежда (штаны, футболка), желательно черного цвета
  • Спортивная обувь на белой подошве, не оставляющая следы на полу
  • Желание учиться и готовность к непростой работе над собой

Официальную школьную форму вы можете приобрести непосредственно на занятии.

Что происходит на занятиях по Вин Чу

  • ОФП – каждая тренировка начинается разминкой и заканчивается интенсивной заминкой, направленной на проработку и укрепление целевых мыщц.
  • Отработка базовых техник Вин Чун – многократное повторение техник на воздух, что является основой для создания эффективной технической базы.
  • Работа с партнером – проверка наработанных навыков на живом человеке в условиях, приближенных к реальному бою.
  • Работа со снарядами – постановка удара, отработка точности и качества.
  • Работа в экипировке – по мере освоения достаточных технических навыков (но не ранее!) начинаются спарринги в экипировке для подготовки бойца к соревнованиям (по желанию студента).


Чего у нас точно нет

  • Мы не занимаемся в красивой цветной одежде в «китайском» стиле
  • Мы не ломаем доски и кирпичи
  • Не практикуем «беcконтактный» бой
  • Не рассуждаем о философии, духовности и энергетике
  • Не ищем магию «секретных техник» и «смертельных ударов»

Ничего лишнего - только настоящие полноценные тренировки, цель которых превратить технические элементы в рефлекторное действие через повторяющуюся практику и эффективно применять их.



Чего ждать от первых тренировок по Вин Чун

Первая тренировка будет скучной - вы будете осваивать базовую стойку Вин Чун, в которой придется простоять все занятие – да, будет нудно, сложно, с непривычки будут болеть ноги и ныть спина, но одновременно будет закладываться самая важная основа вашего обучения:

  • желание заниматься;
  • терпение;
  • умение сконцентрироваться на задаче;
  • и готовность слушать Учителя.

Если вы не сдаетесь и приходите на вторую тренировку – поздравляем!

Это значит, что вы нашли свое и действительно готовы учиться!

Результаты регулярных занятий Вин Чун

  • Развитие - развивается амбидекстрия, повышается реакция, ловкость, и владение телом,
  • Улучшаются физические качества - вы станете подвижнее, быстрее и сильнее
  • Разовьется тактическое мышление и умение выстраивать стратегию боя
  • Уверенность в себе гарантированно повысится

Вин Чунь (Винчун, юнчунцюань) – название стиля кунфу, переданного в Южном Китае женщиной по имени Им Вин Чунь (yim wing chun). Согласно легенде, Им Вин Чунь изучила это искусство от монахини буддистки Нун Нг Муи (nun ng mui), известной ее навыком в бою на вершине "шеста цветущей сливы".

Сегодня трудно проверить легенды о Вин Чун ь. Происхождение было приписано Им Вин Чунь, Нг Муй и даже содружеству шаолиньских монахов, которые искали более быстрый способ развить высшее мастерство кунфу, чтобы свергнуть династию Цин. Принято считать, что стилю Вин Чунь более двухсот лет.

Через какое-то время возникли различные ветви стиля Винчунь. Лучший известный сегодня стиль называют "стилем Ип Мана" или "гонконгским стилем" Вин Чунь. Однако, даже прямые ученики Ип Мана имеют много различий. Ип Ман сам неоднократно изменял обучение за время его жизни. Некоторые ученики предпочли его ранние обучение и сохранили его, в то время, как другие провели собственные исследования и предпочитают то, что они обнаружили сами. Таким образом, сегодня существует много стилей Вин Чунь. Кроме ветви Ип Мана существуют и многие другие.

Наиболее известными из этих других ветвей являются:

  • Юэн Кай Шань (yuen kay shan) Вин Чунь,
  • “Красная Джонка" Вин Чунь,
  • По Лай Фа (po lai fa (?) Вин Чунь,
  • Пан Нам (pan nam) Вин Чунь

и несколько других ветвей в китайской провинции Фуцзянь (fatsan) и некоторых других частях Китая.

Согласно мастеру Ван Киу (wang kiu), ученику первого поколения у последнего мастера Ип Мана, Вин Чунь называется "Ортодоксальный Шаолинь" в Северном Китае и "Вин Чунь" на Юге, потому что Им Вин Чунь представила стиль там. "Ортодоксальный Шаолинь" означает, что Вин Чунь основан на хороших движениях из различных боевых искусств Шаолиня. Мастер Ван Киу также полагает, что стиль Богомола и Син-И являются искусствами, связанными с Вин Чунь, так как многие их принципы и движения весьма похожи.

Великий мастер Ип Ман обучил несколько групп учеников и различных частных учеников. Признанные старшие из первых учеников, которым он преподавал:

  • Леун Шеун (leung sheung), первый ученик,
  • Лок Ю (lok yiu), второй ученик,
  • Цуй Шань Тин (tsui shan tin), третий ученик.

Леун Шеун, Лок Ю и Цуй Шань Тин помогли мастеру научить многих других. Наиболее известными учениками Ип Мана были Вон Шун Леун в Гонконге и легендарный Брюс Ли, который переехал в США в 1959 году. На Брюса Ли особенно сильно повлияли два старших ученика Ип Мана, которыми он восхищался – Вон Шун Леун и Вильям Чеун. Оба они до сих пор преподают во всём мире. Вон Шун Леун был, возможно, наиболее известным мастером Вин Чунь из-за многочисленных схваток вызова, которые он выиграл против представителей многих популярных стилей кунфу.

Когда Ип Ман умер, не было никакого законного преемника, названного им, который должен был возглавить стиль. Многие из его учеников добились больших достижений в искусстве, поэтому, по политическим причинам, был создан специальный комитет, который должен был наблюдать за будущим развитием. Некоторые ученики откололись и сформировали их собственные организации. Организация “Вин Чунь Леуна Тина" – это самая большая отдельная рганизация кунфу в мире. Организация традиционного Вин Чунь, которую возглавляет Вильям Чеун следует за ней. После сильной политической конкуренции между различными учениками Вин Чунь в конце 1960 – 1980-х годов гонконгский комитет Вин Чунь и несколько шифу во всём мире снова пытаются объединить семейство Вин Чунь.

Об искусстве Вин Чунь

Вин Чунь кажется одним из самых простых стилей китайского кунфу. Три комплекса движений без оружия охватывают всю суть этого искусства. Вин Чунь также использует длинный шест (некоторые ветви используют копье) и популярные ножи–бабочки из Южного Китая. Тренировочная программа состоит из форм, упражнения “липкие руки", комплекса упражнений с деревянным манекеном, тренировки с ударным мешком и, наконец, свободного спарринга.

На самом деле в “простых" формах Вин Чунь заключено большое количество знаний. Первая форма называется "Форма Малой Идеи". Эта форма содержит почти полное теоретическое обоснование стиля. Последующие формы увеличивают или добавляют что-то к концепциям первой формы. Однако, первая форма содержит корни всех более поздних техник. Значение "Формы Малой Идеи" состоит в том, что она подобна семени, которое содержит все знания, необходимые, чтобы сделать ваше кунфу хорошим. Когда семя должным образом лелеют, оно должно превратиться в здоровое растение. Точно так же, когда первую форму тщательно отрабатывают, то ваше кунфу будет сильным.

Почему Вин Чунь популярен?

Согласно мастеру Ван Киу, Вин Чунь есть драгоценный камень среди боевых искусств. Имеются другие хорошие боевые искусства, но даже среди них Вин Чунь выделяется. Стиль является простым, изящным, эффективным и приятным для практики.

Привлекательность стиля Вин Чунь в его простоте и глубине. Китайская игра го, шахматы, музыка и математика знают, что несколько хорошо выбранных концепций могут создать богатство выражения, которое можно исследовать всю жизнь. Это имеет место в Вин Чунь. Некоторые отрицают этот стиль, как слишком простой, в то время как другие находят достаточно глубины для изучения всю жизнь.

Экономия действия, осуществленного через теорию центральной линии, является ключевой идеей в Вин Чунь. Если действие простое и эффективное, то это – хороший Вин Чунь. Сложные внешне эффектные движения не являются частью Вин Чунь. Однако, удар с расстояния в два сантиметра, “липкие руки" с завязанными глазами и деревянный манекен достаточно впечатляющи и многих привлекают к этому искусству.

Книги о Вин Чунь всегда подчёркивают, что Вин Чунь – искусство женщины. Это означает, что грубая сила не должна использоваться. Правильная позиция, ощущение, тайминг и стратегия заменяют грубую силу. Сегодня есть женщины ростом чуть выше полутора метров и весом около пятидесяти килограммов, которые могут победить намного более сильных мужчин ростом под два метра и весом более ста килограммов. Это означает, что хорошие навыки могут компенсировать разницу в размерах. Это было первоначальной целью стиля Вин Чунь.

Наличие многих оригинальных тренировочных идей позволяет подготовить учеников Вин Чунь за относительно короткий период времени. К таким идеям относятся тренинг с деревянным манекеном и Чи Сау или "липкие руки". Сегодня многие боевые искусства используют некоторые из этих идей в своих тренировках.

Что такое Чи Сау Вин Чунь?

Чи Сау – “фирменная марка" Вин Чунь, которая буквально означает "липкие руки" или "цепляющиеся руки". В принципе это неправильное определение, так как бойцы Вин Чунь не пробуют хватать или придерживать руки противника. Вместо этого Чи Сау даёт повышенное ощущение понимания, которое делает контактный рефлекс лучшим и более острым, чем у людей, незнакомых с такой практикой. Многие боевые искусства избирают своей стратегией нанесение удара и последующее отступление. Стратегия Вин Чунь состоит в том, чтобы маневрировать и действовать на короткой дистанции. Вин Чунь заполняет промежуток между стратегией “ударил и беги" и борьбой в захвате.

Другие боевые искусства также пробуют включить своего рода Чи Сау в программы их обучения. Однако, с точки зрения Вин Чунь, они часто упускают цель упражнения. Только сохранять две руки в контакте с партнёром, и “приклеиваться" к противнику независимо от положения его рук – плохая идея. Этот вид свободной игры руками не ведёт к хорошим результатам. Цель Чи Сау скорее в том, чтобы почувствовать ошибки центральной линии, которые встречаются резкими контратаками.

Вин Чунь тренинг

Тренинг в Вин Чунь продолжается в логичном порядке шаг за шагом. Первая форма Вин Чунь даёт все основные принципы искусства. Вторая форма учит, как сократить промежуток между вами и вашим противником. Деревянный манекен учит, как наносить мгновенный удар. “Липкие руки" учат, что делать, если контакт нарушается.

Ученики часто спрашивают, имеет ли Вин Чунь то или иное движение? Бойцы Вин Чунь не ограничиваются в использовании движений. Достижение эффективного результата – вот главная задача. Вин Чунь использует удары кулаком, ладонью, пальцами, ребром ладони, ногами, локтями, плечами, головой, коленями и бёдрами. Подсечки и другие формы нарушения равновесия противника также являются частью искусства. Удары, которые используют на короткой дистанции, составляют арсенал Вин Чунь. Вин Чунь характеризуется короткими взрывными атаками рук, низкими ударами ногами и одновременными нападением и защитой.

О различных ветвях Вин Чунь

Все ветви Вин Чунь практикуют одни и те же формы и те же самые тактические и стратегические принципы. Различия заключаются в применениях этих форм и принципов, в углах техник, в типе ощущения и в используемой силе. Некоторые школы верят, что грубый и жесткий подход в начале, и более мягкий подход позже, есть путь развития. Другие школы не соглашаются и предпочитают мягкий подход с самого начала. Кеннет Чун написал хорошую статью для Интернет относительно этого мягкого подхода. По сути термин "мягкий" является неверным, потому что техники Вин Чунь не могут быть “слишком сильными и мягкими". Касание Вин Чунь может быть мягким или жёстким, но всегда липким и чувствительным. Действия рук минимальны, хотя на короткой дистанции сила весьма важна. Все ветви стиля подчёркивают эти идеи.

Для чего нужен деревянный манекен?

Деревянный манекен заменяет человека на тренировке. Конструкция деревянного манекена такова, что почти все техники Вин Чунь можно отрабатывать на нём. Первое и главное: манекен позволяет отработать позицию. Деревянные руки манекена расположены под фиксированными углами к его телу. Это делает движения ученика очень точными. Все пути вступления в контакт с противником и все последующие движения могут быть выполнены с манекеном. Комплекс техник с деревянным манекеном преподаётся в большинстве школ Вин Чунь. После этого ученик свободно импровизирует. Все техники из комплекса с деревянным манекеном могут выполняться с партнёром. Манекен особенно ценен для обучения, когда у вас нет никакого партнёра. Чи Сау и спарринг также необходимы, чтобы развить чувствительность и тайминг.

Манекен также используется как тренировочное устройство в дополнение к мешку с песком для тренинга ударов на короткой дистанции кулаками, ладонями, пальцами и ногами. Преимущество манекена перед мешком с песком состоит в том, что приёмы защиты стиля могут также быть отработаны на нём. В идеале манекен изготавливают в соответствии с размерами пользователя. Правильно изготовленный манекен способствует отработке правильной позиции, обеспечивает правильный угол руки, правильное перемещение и правильное развитие силы. Другие боевые искусства не могут получить максимальную выгоду от деревянного манекена Вин Чунь без понимания этих концепций.

Триангуляция


Сила в Вин Чун исходит из понимания теории триангуляции . Формы треугольника и пирамиды просты и легки для восприятия.

Теорию треугольников очень легко понять и применить, потому что наше тело устроено именно так. Стойка - прямая и прочная вследствие триангуляции (смотрите раздел о стойках); это, в свою очередь, поддерживает корпус, который дает твердую основу рукам, представляющим собой стороны треугольника.

Нам нужно сделать так, чтобы руки действовали наподобие клина.

Это направит атаки в одну сторону. (Рис. 2)

Рис. 2. Вид тела, представленный в геометрических формах поможет лучше понять принципы Вин Чун и ускорить процесс обучения


Затем мы можем направить этот клин в центр (смотрите раздел «Теория центральной линии») или нижний уровень защиты соперника.

При правильном выполнении триангуляция позволит нам использовать силу углов вместо того, чтобы перенапрягать мускулы.

Этот метод превосходен, поскольку позволяет рукам оставаться в расслабленном состоянии, меняя позиции быстро и свободно без всякого мускульного напряжения.


Нейтрализация силы


Тело должно действовать подобно вращающемуся цилиндру. Если к нему приложить силу, он будет крутиться в том же направлении, что и она.

Помните, что когда одна сторона цилиндра движется назад, другая идет в прямо противоположную сторону - вперед.

Когда силу применяют против практикующего Вин Чун, его тело и руки вертятся в том же направлении, что и атака. При повороте тела одна его сторона уходит от противника, другая же, напротив, приближается. Контратака проводится именно с помощью этого движения, к мощи атакующей руки добавляется вес тела. Рука, идущая назад, сдерживает атаку, обычно для этого используют короткий, резкий рывок (также с помощью поворота), что заставляет соперника потерять равновесие и убрать руки с линии встречного удара (смотрите раздел «Лоп сао»). Разворот также убирает ваш центр тяжести с линии атаки. Таким образом, можно рассеять силу соперника и нанести ответный удар.

Во время разворота позвоночник должен быть прямым, чтобы поворот был быстрым и четким. Работу ног при повороте составляют быстрые, короткие шаги: они особенно важны, если противник двигается очень быстро.

Тело должно двигаться четко вокруг точки контакта.

Направьте атаку соперника ниже первоначального уровня, силу применяйте, только чтобы контролировать его руку или сбить ее с курса.

Уйдите с линии атаки (выберите путь наименьшего сопротивления) и контратакуйте из нового центра.

Убедитесь, что во время разворота ваш вес приходится на пятки, а не на носки (это гасит скорость) и что бедра поворачиваются свободно.



Рис. 3. Разворот и атака из нового центра.

Поворот должен быть быстрым, прочным и уверенным. Вы должны научиться выполнять его под давлением


Во время поворота держите голову прямо, бедра должны быть расслаблены и выдвинуты немного вперед (см. стойки)

Если атака направлена не в центр, направление поворота ясно (убирайте атакованную сторону с линии атаки).

Если атака направлена в центр, поворот может быть осуществлен в любом направлении.

Направление движения может быть выбрано и под влиянием положения рук или ног.


Теория центральной линии


Поворот легче выполнить, когда вы поймете суть теории центральной линии. Эта линия (в наиболее простом понимании) представляет собой воображаемую прямую или плоскость, проведенную от вашего центра в направлении взгляда (обычно к сопернику/партнеру). Ее также можно назвать направлением вашего внимания или действия.

До начала боя обе руки - передняя, выдвинутая для защиты, и задняя, готовая к атаке (By Сао ), находятся на центральной линии (Рис. 4).




Рис. 4 (а, б). Центральная линия - воображаемая плоскость, которая движется одновременно с нами. Она помогает нам достичь триангуляции


Она используется, чтобы обнаружить или установить направление атаки противника и решить, в какую сторону необходимо развернуться и какое положение рук будет наиболее подходящим. Если центральная линия защищена правильно, соперник будет вынужден атаковать под неправильным утлом, другими словами, атака пройдет справа или слева от вашего центра. Это и определит ваш следующий маневр и правильную защитную стойку. В подобной ситуации единственно правильным решением для оппонента будет попытка заставить вас раскрыться, используя силу, которую вы вполне можете погасить с помощью поворота. Овладение центральной линией также дает вам возможность провести любую вашу атаку по кратчайшему пути.

Итак, наши движения должны оставаться спокойными и плавными, основанными на базовых принципах, даже при встрече с агрессивным противником. Если мы последуем правилам и четко защитим свою центральную линию, соперник прилет в замешательство и попытается перенаправить атаку, что даст нам необходимое время и требуемую информацию для проведения собственной. Такая система будет работать даже под давлением.

Когда в поединке встречаются соперники, силы которых равны, его исход зависит от того, кто из них вынудит другого допустить ошибку, либо, изменив направление атак или защиту, либо совершив настолько быстрое и четкое движение, что противник не успеет защититься до момента, когда будет уже слишком поздно.

Удар, нанесенный из стабильной стойки, может быть настолько силен, что его нельзя остановить без применения силы. Противник может быть намного сильнее, и подобная защита вас не спасет.

Становится ясным, что необходимо не только защищать центральную линию, но и атаковать противника ударами в центр (чуть ниже центральной линии). Это непросто, так как практически все уязвимые точки находятся ниже центра тела.

Когда мы бьем противника, то желаем, чтобы удар принес максимальный эффект. Мы хотим, чтобы вся наша сила достигла цели. И чтобы соперник испытал на себе всю тяжесть удара, мы не должны позволить ему свободно вертеться, гася и рассеивая силу. В этом и заключается смысл атаки центра.

Если удар направлен в центр тела, оно получает всю его энергию и откидывается назад, такой удар не теряет силы при развороте. Важно заметить, что линия атаки прочерчена от точки приложения силы к центру тела (или позвоночнику) соперника. Ее угол не совпадает с углом линии, проведенной через фронтальную плоскость, если только атака не направлена в тело точно по прямой (Рис. 5).



Рис. 5. Удары должны быть направлены в центр тела соперника, чтобы лишить его возможности развернуться. Это позволит ударам иметь максимальный эффект


В стиле Вин Чун прямой удар рукой легко достигает цели, если его направление совпадает с внутренней линией. Если такой удар осуществляется из-под руки партнера, он поразит центр под небольшим углом, зависящим от ширины плеч атакующего и направления линии атаки по отношению к центру тяжести. Мы должны быть уверены, что наша атака проникает в центр тяжести противника. Скользящие удары неэффективны. Примером этого может стать бильярд: когда игрок хочет, чтобы белый шар остановился после удара по цветному, удар должен быть нанесен под прямым углом (сейчас не обращаем внимания на обратный откат). Если удар нанесен под утлом, белый шар продолжит свое движение, не передав всю свою энергию цветному.



Рис. 6 (а, б). Объединяя три пройденных принципа, мы видим, что: во время разворота (или ухода) с линии атаки контратака идет либо по направлению новой центральной линии, либо ниже ее плоскости. Триангуляция помогает перенаправить атаку соперника, сохраняя устойчивое положение


Использование локтей


Мастера Вин Чун часто говорят о «силе локтя» и концентрации энергии в локтях. Этот метод поможет вам понять, как правильно использовать руки и не подвергать их лишнему напряжению.

Локти в Вин Чун используются в основном для защиты и перенаправления атак противника (см. Бонг сао, Фук сао и Тан сао ), а также для ударов, захватов и контроля над конечностями соперника (см. Синхронная атака и защита). При атаке тыльной стороной руки ладонь или кулак находятся в прямом положении, такой эффект достигается благодаря значительной силе локтя. Если ваша рука находится снаружи руки противника, локоть должен защищать центр, что приводит к направлению ладони или кулака вертикально вниз. Заметьте разницу между ударом ладони в конце первой, и началом третьей части Сю Лим Тао .


Эффективное использование энергии или силы


Мастера Вин Чун знамениты своей скоростью и способностью достигать огромной эффективности в ближнем бою. Суть этого искусства состоит в правильном использовании мускулов и сухожилий, применяя ровно столько силы, сколько нужно, чтобы достичь цели.

Если вы попросите кого-нибудь напрячь руку, он, скорее всего, напряжет все мышцы, бицепсы и трицепсы, чтобы сразу спало видно всю мускулатуру. Выглядит внушительно, но настоящей силы в этом абсолютно нет, порому что мышцы - антагонисты, одни сгибают руку, а другие разгибают. И здесь буден уместно задать вопрос: где же сила?

Когда человек отжимается, его бицепсы расслаблены, позволяя трицепсам и грудным мышцам работать в полную силу. Прямой удар в Вин Чун не использует силу бицепсов, исключая случаи, когда необходимо остановить руку, проникшую слишком далеко или быстро изменить положение тела. Любое лишнее напряжение в верхней части руки замедляет скорость удара и гасит его силу.

Положение локтя бьющей руки (вместе с плечом, запястьем и пальцами) и приложение энергии или напряжения в момент контакта так же помогает придать удару большую силу и четкость. После удара рука немедленно должна вернуться в расслабленное состояние.

Такое правильное и эффективное использование мускулов и связок изучается в формах стиля (см. Сю Лим Тао ) и используется в каждой технике и позиции.


Взрывная сила и короткий удар


Вин Чун известен своим легендарным коротким ударом. Как уже говорилось выше, руки должны быть расслаблены для того, чтобы быстро менять положение или направление. Поэтому жизненно важной становится способность обретать силу в любом положении, особенно в ближнем бою.

Регулярно тренируясь, несложно наработать короткий удар за сравнительно небольшое количество времени. Тем не менее, важно понимать, откуда исходит сила, необходимая для удара, чтобы использовать всю его мощь (см. также главу о стойках). Простой и систематический подход к занятиям поможет вам легко выработать правильные навыки.

Если вы сумеете добиться правильного напряжения мышц, группировки суставов и положения тела, то будете наносить удары с помощью веса всего тела, а не только силы и скорости руки, и они приобретут настоящую мощь.

Использование стойки для повышения силы удара даст максимальный эффект при минимуме усилий. Ваши ноги достаточно сильны, чтобы выдерживать вес тела и направлять его вперед, увеличивая силу вашего удара. Понимание связи между вашим основанием и ударом очень важно (см. главу о стойках).


Учитесь бить


1. Начните с наработки способности ускорять движение из расслабленного, изогнутого положения руки. Ладонь должна быть открыта, локоть опущен вниз. Не отклоняйтесь назад во время удара, и не двигайте тело (стойка должна быть стабильной). В конце движения должно следовать расслабление (Рис. 7).




Рис. 7 (а, б). Учитесь быстро и резко бить от локтя.

Вначале полностью расслабьте руку, затем в конце движения напрягите кулак.

Рука должна вернуться назад естественным образом


2. Затем научитесь напрягать кулак в конце движения, убедившись, что два нижних пальца также напряжены и движение идет от локтя. Пальцы «скручиваются», пока рука двигается вперед.

3. Заставьте тело двигаться за ударом. Этого можно достичь небольшим поворотом или с помощью маленького шага вперед из начальной стойки. Здесь очень может помочь боксерская груша, чтобы убедиться, что вы не теряете силы в суставах (запястье, локте и плече), а также не отклоняетесь от цели удара.

4. Работайте с партнером или грушей. При работе с партнером используйте подходящий протектор (можно использовать телефонный справочник или толстую книгу, примотав ее на грудь), чтобы не было ненужных синяков и ушибов. Дотроньтесь до него пальцами и начинайте отрабатывать удар. Вообразите, что никакого препятствия перед вами нет, и нанесите быстрый, расслабленный удар, как будто вы бьете по воздуху.

Представляйте свой удар сильным на всем его протяжении.

Кулак держите напряженным.


Полезные советы


Не толкайте партнера, хотя на первых порах это может помочь ухватить суть идеи.

Не бейте по поверхности протектора, удар должен быть проникающим.

Ваш удар должен пройти те же стадии, как если бы вы били по воздуху, это поможет, если вы работаете с опытным напарником.

Когда у вас начнет получаться, убедитесь, что тренировки проходят в безопасном месте, т. е. с согласия взрослых и вдали от стеклянных дверей и других опасных объектов (в идеале удар может отбросить человека на несколько метров).

После удара ваша рука и кулак должны немедленно вернуться в расслабленное состояние, чтобы быть готовыми ударить снова или выполнить любое другое движение.

Короткий удар ладонью применяется наряду с ударом кулака, но вы должны добиться того, чтобы ладонь двигалась от локтя.

Это можно отработать на груше. Сделав небольшой поворот, направьте свой вес в сторону цели. Одновременно с этим нанесите короткий, резкий удар, направленный чуть вверх. Не отклоняйтесь назад и не теряйте силы в суставах. Если у вас нет груши, вы можете использовать (только осторожно) крепкие стены или двери на петлях.

При правильном выполнении вы сможете почувствовать некоторую дрожь в теле.

Силу можно брать из большинства основных узлов человеческого тела - локтей, плеч, ног, коленей и даже пяток.


Простота


Другой аспект стиля Вин Чун, принесший ему столь большой успех, - это его простота: вместо того, чтобы разрабатывать огромное количество техник, адепты Вин Чун пытаются понять, как применить простые техники стиля к различным ситуациям.

Основные позиции приведены в третьей части первого комплексаСю Лим Тао (маленькая идея), которая относится к простым упражнениям для работы рук. Эти идеи получают дальнейшее развитие во второй технике - Чум Кю (поиск моста), где представлены повороты, шаги и удары ногами наряду с синхронным использованием обеих рук, ведущие к технике Лоп сао .

Чи сао позволяет нам подробно рассмотреть все возможные комбинации и техники движений. Подобный процесс обучения дает ученикам легкое понимание целей, к которым нужно стремиться.

Когда ученик достигает одной ступени, полученные навыки помогают ему свободно постигать следующую.

Наиболее часто встречаются следующие техники: Бонг сао, Тан сао и Фук сао .


Базовые формы

Бонг сао (руки-крылья)


Бонг сао - мягкая техника, в которой не должны быть напряжены предплечья (пальцы держите свободными). Мышцы плеча должны поддерживать локоть в правильном положении, верхняя часть руки расположена параллельно центральной линии, а локоть защищающей руки находится чуть выше локтя атакующей.



Рис. 8. Базовые положения Вин Чун: Бонг сао, Тан сао и Фук сао. Поворот сбивает атаку, устанавливая новый центр


Бонг сао работает как наружу (правый Бонг, левая рука), так и внутрь (правый Бонг, правая рука). Во втором случае нужно быть осторожным, чтобы не травмировать локоть.

Бонг сао может использоваться как связующий мостик. Применение его такое же, как во второй части второго комплекса (Чум Кю ). В нашем случае руку можно направить вперед для захвата руки соперника, пока защитник уходит с линии атаки. Пока рука ищет руку соперника, нужно сделать небольшой шаг в сторону. При контакте рука Бонг сао может перейти в Лоп сао или держать контроль рук соперника.

Эти вариации Бонг сао используют различные позиции и точки приложения сил, давая разные перспективы центральной линии, было бы полезно познакомиться с каждой из них.

Бонг сао начинается с поворота локтя внутрь и образования руками клина для защиты центра. После того, как практикующий поворотом нейтрализует силу нападавшего, агрессор вынужден изменить направление атаки или прекратить ее. Финальная стойка Бонг сао приводит нас в исходную позицию для Лоп сао или прямого удара из By сао (Рис. 9).



Рис. 9. Защита локтем в Боне сао. Здесь By сао позволяет перейти в Лоп сао или нанести удар


Тан сао (блок ладонями)

Тан сао - очень сильная форма, ее можно считать противоположностью Бонг сао (Рис. 10). Суть Тан сао - в движении рук вперед от локтя с поддержкой трицепсов и внутренних дельтовидных мышц, которая делает его очень сильным на всем протяжении. Бицепсы используются для поворота ладони внутрь и наружу. Тан сао - прекрасная позиция для перехода к техникам Лоп сао или Пак сао .

Тан сао блокирует атаки как внутрь (правый Тан, левая рука), так и наружу (правый Тан, правая рука).

Чрезмерная сила при выполнении Тан сао (через центр) сделает движение более слабым или заставит его перейти в другую форму вроде Бонг сао .




Рис. 10. Тан сао блокирует атаку как внутрь, так и наружу, в то время как свободная рука атакует центр


Заметьте, что рука защитника вначале находится внутри, а заканчивает свое движение снаружи руки соперника, при этом контакт и контроль не прерываются ни на миг. Эта последовательность движений может идти и в обратном порядке, когда Бонг сао, продолжаясь по спирали, переходит в Тан сао.


Фук сао (мост на руке)


Фук сао используется для внешнего контроля положения руки противника. Энергию снова нужно сконцентрировать в локте и верхней части предплечья. Рука не должна давить вниз или вперед.

Локоть снова используется для контроля над центральной линией.

Когда направление атаки выявлено, практикующий поворачивается в безопасную сторону, за локоть (Рис. 11).



Рис. 11. Фук сао используется для контроля руки противника снаружи


Если свободная рука остается активной, это движение способствует переходу в Лоп сао, Ют сао или Пак сао .

Фук сао также может «развиться» или перейти в другие положения рук - такие, как Юм сао (см. «Липкие руки») или Хьен сао (руки-кольца). Еще раз скажу, что во время этих переходов необходим постоянный контакт и контроль. Другие положения рук такие, как Гонг сао (Рис. 12), тоже могут использоваться для воздействия снаружи.



Рис. 12. Гонг сао тоже может быть использовано для отражения атаки с внешней линии


Вся защита в Вин Чун строится на этих положениях, и крайне необходимо обрести глубинное понимание их сути; то есть не только понять, как и когда их можно применять, но и осознать, как они могут переходить из одного в другое, когда использовать напряжение во время этих переходов и как повороты или работа ног может увеличить их эффект.

Четкое представление ситуаций, в которых могут быть применены эти положения, приводит к искусному и эффективному Вин Чун. Это может показаться сверхпростым, но на самом деле, чтобы полностью понять скрытые стороны этих трех форм и добиться мастерства в их применении, требуются годы и десятилетия.

Обратите внимание на то, что, когда рука не выполняет задания, она остается в положении By сао (рука-страж). By сао находится на центральной линии, закрывая горло, подбородок и нос в случаях, когда атака противника пробивает защиту. By сао также является позицией готовности, рука может при случае атаковать из центра или принять любое другое положение.

Практикующий Вин Чун пытается достичь положения максимальной силы и лучшего утла атаки каждым простым движением. Во время любой защиты, атаки, работы ног или перемены стойки должен присутствовать строгий контроль центральной линии, который лишает соперника преимуществ и заставляет его атаковать либо защищаться под плохим углом.

Во время тренировок каждое движение может быть рассмотрено отдельно, чтобы выбрать наилучший вариант. Затем отдельные движения могут быть слиты воедино в индивидуальный комплекс, где они плавно переходят друг в друга. Изучение правильного положения и направления действий может быть трудным: сначала нужно обрести четкое понимание стоек, положений рук и центральной линии, а затем закрепить его, практикуя Чи сао.

Другая сторона простоты стиля заключается в том, что основной целью Вин Чун является захват и удержание центра. Так что цели стиля и его общая идея довольно просты.


Контактные рефлексы


Благодаря проникающей системе стиля Вин Чун, построенной на быстроте реакции (см. также «Тренировки»), техника впечатывается глубоко в подсознание практикующего и становится рефлексивной (минуя процесс обдумывания). Это дает ученику возможность реагировать намного быстрее, чем при видимом рефлексе. Правильный рефлекс срабатывает моментально.

Контактные рефлексы также дают рассудку больше времени для выбора тактики боя и позволяют легко достичь высоких ступеней в искусстве. Не овладев ими, ученик будет вынужден постоянно удерживать в памяти всевозможные вариации атак и каждый раз делать выбор. Ему будет необходимо видеть и понимать смысл каждой атаки, выбирать нужную защиту и затем действовать по ситуации. При овладении контактными рефлексами этот процесс идет намного быстрее.

Теория и процесс автономных рефлексивных актов изучены еще не до конца. Считается, что подсознательные рефлексы (включая повседневные действия - такие, как ходьба, вождение автомобиля или езда на велосипеде), записаны либо в коре больших полушарий, либо в спинном мозге.

Исследование показало, что существует два уровня движений, записанных в теле: первый - для выбора конкретной программы действий, а второй - для осуществления и контроля хода ее выполнения.

Практикующий может заранее продумать последовательность движений (см. «Тренировки») и просто ждать сигнала к выполнению действия.

Упражнения и тренировки в Вин Чун развивают силу и чувствительность рук, позволяя им ощущать направление, силу и скорость атаки. Наши движения и положения рук являются прямым результатом действий противника, так что необходимо добиться того, чтобы защита полностью соответствовала нападению. И помните, что переход от одного движения к другому так же важен, как и конечная позиция.

Наши руки и тело должны действовать подобно амортизаторам.

Возможно, что движение соперника будет столь быстрым, что мы не успеем уйти, или, напротив, столь незначительным, что никакой реакции вообще не потребуется. В таком случае нам придется сдержать себя, пока мы не будем уверены в происходящем и не сможем действовать правильно.

Также возможно на некоторое время сохранить силу про запас перед тем, как направить ее в другое русло. Это можно уподобить натянутой тетиве или взведенной катапульте в момент, когда запущенный снаряд летит в цель. Тем не менее, нужно заметить, что более эффективным является мгновенное и четкое применение силы.

Подобная подвижность достигается регулярными тренировками в Вин Чун, а также практикой «липких рук» или Чи сао.


Синхронная атака и защита


Одновременность атаки и защиты означает не только то, что, защищаясь одной рукой, вы атакуете другой. Подобное явление - неотъемлемая часть стиля Вин Чун. Синхронная атака и защита также означает, что одна рука может одновременно выполнять и то, и другое действие.

Защищая центральную линию вместо того, чтобы гнаться за руками соперника, вы можете, используя только одну руку, сбить атаку оппонента и атаковать его центр. Часто это может произойти, когда вы блокируете руку противника локтем, оставляя ладонь и запястье свободными для осуществления атаки. Танбью сао в комплексе Чум Кю - вот превосходный пример подобного движения. Бонг сао также может переходить в короткий удар локтем, если вы просто уменьшите дистанцию и правильно используете силу.


Важность стойки и осанки


Основная стойка Вин Чун часто непонятна, потому что с первого взгляда она кажется слишком неуклюжей и неподвижной. Тем не менее, как и в случае с другими аспектами искусства, после четкого представления механики и теории понимания становится намного больше.

Понимание связи между основанием (ногами) и работой рук крайне важно для свободы движений и развития способности эффективно атаковать и защищаться. Конечно, оба этих явления немыслимы одно без другого, но нам нужно четко установить, что происходит, когда мы принимаем определенную стойку, какую выгоду наян в себе различные позиции и как быстро передвигаться из одной стойки в другую без остановок и замирания.

Боксеры бьют всем телом, добавляя к мощи ударной руки силу поворота корпуса и обретая лишнюю скорость за счет движения плеча.

Каратисты бьют от живота, используя силу поворота бедер. Мастера Вин Чун достигают огромной скорости, точности и силы путем правильной стойки и работы ног, не придавая особенного значения весу тела (кроме поддержания равновесия).

Мы уже обсуждали использование поворотов для нейтрализации силы атаки, а также правильное использование энергии и силы локтей, но эти умения бессмысленны без прочной и мобильной основы.

Любая стойка сильна в двух направлениях, поэтому очень важно понимать, как правильно ее достигать, и уметь плавно переходить из одной позиции в другую. Мы должны стоять так, чтобы задняя нога могла свободно двигаться вперед, а также достаточно прочно, чтобы выдержать атаку соперника без поворотов или уклонов. При этом передняя нога должна свободно выдерживать наш вес, чтобы стойка была ровной, а не перекошенной.

Правильно принятая, основная стойка Вин Чун достаточно стабильна, чтобы выдержать напор со стороны. Именно поэтому на ранних стадиях изучения Вин Чун особое значение придается триангуляции, свободе движений и поворотам. Во время атаки мы должны повернуться в ту сторону, откуда она исходит. Крайне важно в это время сохранять прочную стойку. Она должна быть стабильной и устойчивой.

Для практикующего Вин Чун шаги и повороты должны стать столь же естественными, как ходьба. Вы должны научиться менять стойки и наносить удары руками и ногами, постоянно сохраняя наиболее подходящую дистанцию (Брюс Ли был чемпионом Гонконга по ча-ча-ча), независимо от того, какие действия предпринимает противник.

Помните, что расстояние между вами и положение тела должно меняться, исходя из вашей стойки и положения рук. Практикуя Чум кю , технику деревянного манекена, и Чи сао , вы сможете понять суть работы ног.

Другим важным вопросом является положение ног: некоторые утверждают, что колени и носки должны быть чуть повернуты внутрь, другие говорят, что ноги должны располагаться параллельно. Разница в том, что при повернутых носках вы можете повернуться, используя только одну ногу и оставив вторую в неизменном положении. Возможно, что это придаст вашей стойке больше стабильности.

Если ваши ноги расположены параллельно, то для поворота необходимо их синхронное движение. Это придает повороту несколько другие ощущения. Практикуя упражнения, и особенно комплекс Чум Кю , вы со временем найдете лучшее для вас положение, а также поймете, в каких ситуациях лучше применять ту или иную форму.

При выполнении поворота вес тела должен приходиться на пятки (Рис. 13), этого можно достичь, чуть откинув голову и держа спину прямо (смотрите на противника как бы сверху вниз!). Колени должны двигаться вместе со ступнями. Это позволит избежать постороннего давления на коленный сустав и предотвратит возможные травмы, и вместе с этим защитит область паха.

Таз должен быть выдвинут чуть вперед, и сохранять такое положение на протяжении всего поворота (позволяя вам бить с использованием массы тела). Точка равновесия в обычной стойке расположена между ногами. Стойка должна быть пружинистой и мобильной, а не одеревеневшей и ограничивающей движения.




Рис. 13 (а, б). Сохраняйте равновесие и не отклоняйтесь назад, вес тела должен приходиться на пятки. Если вы будете опираться на носки, тело станет раскачиваться, делая невозможным точное движение.

Также ваша атака станет более слабой


Заметьте, что после поворота мы оказываемся в передней стойке, лицом к боковой стороне (это зависит от того, где мы проведем центральную линию). Выполняя поворот, как и любое другое движение в стиле, мы должны чувствовать силу противника. Любой поворот должен быть изменен или отменен под влиянием обстоятельств.

Начальное движение корпуса, насколько это, возможно, должно исходить от ног, коленей и бедер (и талии под углом больше 45 градусов), а не от спины или плеч, что может привести к потере триангуляции.

Перед началом атаки нужно распределить вес так, чтобы точка равновесия пришлась между ногами, это дает движению быстроту и легкость.

Сзадистоящая нога связывает нас с землей, позволяя двигаться вперед или назад, ускоряя или гася внешнюю силу или нажим соперника. Передняя страхует нас от рывков вперед и не позволяет опуститься рукам.

Ведущая нога играет роль тормоза, останавливая продвижение тела при движении вперед, и может быль использована как толчковая при движении назад или перемене направления действий. Сила любой атаки, как и защиты, в большой степени зависит от стабильной стойки.

Без нее мы лишены возможности ударить четко и сильно.

Мощь удара зависит от скорости, движения и массы тела и техники. Массу изменить невозможно. Скорость можно развить, правильно используя и тренируя мускулы. Но техника может быть улучшена только пониманием источника силы в стойке. Способность использовать массу тела исходит из поверхности, на которой мы стоим.

Чтобы лучше представить это, попробуйте сделать следующее маленькое упражнение.


Тест стойки


Находясь в обычной стойке, попросите партнера применить толчок против Тан сао и почувствуйте силу, скрытую в вашей стойке (Рис. 14).



Рис. 14. Динамика стойки. Толчки и рывки могут быть преодолены, если вы стоите правильно и прочно


Чуть изменив форму упражнения, вы можете проталкивать сжатую в кулак руку против давления партнера (Рис. 15). Это проверит стабильность и эффективность вашей стойки. Если ваш партнер внезапно отпустит руку, она вырвется вперед и нанесен удар. Левая нога страхует тело от чрезмерного движения вперед.

Сзадистоящая нога немного напряжена, эта упругость передается на впередистоящую и выходит через руку.



Рис. 15. Толчок против удара: проверьте свою устойчивость


Затем попросите напарника потянуть вас на себя, обхватив Тан сао или вашу шею. Не позволяйте себе упасть или развернуться.

Чувствуйте, как напряжение входит в вашу впередистоящую ногу.

Оттолкнитесь ногами назад, как при перетягивании каната. Если начнете опрокидываться, сделайте маленький шаг вперед и переставьте впередистоящую ногу, сдвигая сзадистоящую для обретения равновесия.





Рис. 16а, 16б, 16 в. Не ослабляйте стойку прогибами в талии


При движении ноги должны слегка пружинить и действовать, как амортизаторы, но вам необходимо оставаться на одной высоте, а не подпрыгивать вниз-вверх и не пытаться проникнуть за пределы защиты соперника, чтобы нанести удар. Вместо этого постарайтесь действовать, подобно клину (используя триангуляцию), направленному в центр тела противника, вынуждая его применить силу и раскрыться.


Работа ног


При переходе из прямой стойки в переднюю (Рис. 17) необходимо помнить, что толчок с опорной ноги поможет вам приблизиться к партнеру или усилить свою позицию без начального шага, не делая лишних движений. Это дает вам возможность изменить положение тела, не выдавая противнику своих намерений. Толчок с передней ноги также улучшит вашу технику ухода от атаки.




Рис. 17 (а, б). Толчок с сзадистоящей ноги позволяет нам шагнуть сразу, без предварительного движения


Круговой шаг в Бю Дзе также позволяет вам кружить вокруг соперника и сбивать его с толку ложными движениями. Такие маневры очень полезны, если вы желаете нанести четкий, сильный удар (используя, к примеру, Пак сао), но угол атаки либо дистанция не позволяют этого сделать.

Некоторые ученики отвергают традиционную работу ног и предпочитают делать боковые или круговые шаги вроде движений, используемых в стилях Багуа. Когда соперник атакует, защитник вместо поворота делает шаг вперед под утлом в 45 градусов, подобно теннисисту, принимающему подачу. Такой обход атаки рассеивает силу противника, как и поворот, дает возможность двигаться дальше и быстрее.

Такой боковой шаг также очень полезен, когда вы отражаете атаку «в лоб»: защитник уходит в сторону, одновременно нанося удар.

Помните, что боковые шаги дают большой простор движений из стороны в сторону, но они малоэффективны, если вы желаете настичь отступающего противника. Так происходит потому, что любая предпринятая вами атака искривит тело и успешной явно не будет (для атаки сделайте небольшой шаг вперед, переходя в переднюю стойку).


Удары ногами и подсечки


Хотя практикующий Вин Чун большую часть боя проводит на двух ногах, не отрывая их от земли, ему необходимо знать, когда и как нужно использовать удары. Перед нем, как изучать работу ног, нужно выработать основные стойки, шаги и повороты, достигнув правильного понимания равновесия и динамики ног и бедер.

В стиле Вин Чун удары ногами используются в Чам Киу и работе с деревянным манекеном. Иногда их называют «не имеющими тени». Эти удары выполняются четко и быстро, их основная цель - ступни, голени, колени (спереди, сзади и сбоку), бедра и пах.

Удары ногами в Вин Чун очень редко наносятся выше уровня живота. Причина их скорости и пластичности заключается в ном, что они работают по тому же принципу, что и руки, т. е. достигают цели напрямую, кратчайшим путем, без предварительной задержки или отвода назад. Во время выполнения прямого удара ногой бедра остаются развернутыми вперед практически под тем же углом, что и обычно.

Сила такого удара исходит из ускорения движения ноги и толчка от земли, таким образом, любая отдача возвращает вас в стойку. Если же вы бьете по нисходящей, то сильное столкновение может нарушить вашу стойку и заставить потерять равновесие.

Сила, с которой наносятся удары ногами в Вин Чун - та же самая, что и при нанесении коротких ударов руками, только в этом случае она гораздо больше; более того, при ударах ногами ее можно использовать полностью. Обычно прямой удар наносится из поворота, чаще всего это удар сверху или сбоку.

Нога идет по ному же направлению, что и в круговом шаге, только теперь она повернута наружу и натянута. Удар обретает крутящий момент и в то же время не влияет на положение рук, поскольку наносится через центр тяжести.

Иногда удары становятся результатом сложных маневров ног или рук, наподобие Лоп сао ; это сильно затрудняет их обнаружение (Рис. 18).



Рис. 18. Удар ногой из поворота или Лоп сао


Если нарушена стойка, то удар ногой может помочь исправить положение. Когда на вас нападают спереди, нанесите прямой удар по восходящей линии, при атаке с фланга лучше всего подойдет боковой удар. Удары сбоку также часто используются для освобождения от некоторых захватов (Рис. 19).



Рис. 19. Боковой удар ногой для освобождения от захвата


Главное, что вы должны помнить при ударах ногами, - это стабильность, равновесие и, что важнее всего, контроль противника перед атакой. Отсюда и поговорка: если хотите бить, как лошадь, стойте на трех ногах! (Одной - своей и двух - соперника.) Также мы должны четко представлять, куда бить: просто наносите удар в ближайшую цель или ту, что наиболее подходит для удара в данный момент и, как и при работе рук, будьте готовы изменить цель в зависимости от ситуации.

Обычно возможность для ударов по ногам дают резкие рывки вперед и назад, они также переносят вес противника на опорную ногу, что делает ее еще более легкой целью. Все же, если вы не уверены в ситуации, останьтесь твердо стоять, и контролируйте соперника руками.


Защита от ударов ногами


Предотвратить удары ногами или защититься от них можно по-разному; можно, например, сохранять близкую дистанцию и давить на противника. Многие бойцы и практикующие боевые искусства не могут эффективно бить с той боевой дистанции, которую предлагает стиль Вин Чун. Если соперник пытается уйти от сближения, просто следуйте за ним и продолжайте прессинг.

«Бейте бьющего» - вот еще одна фраза, которая приходит на ум.

Другими словами, если противник пытается ударить вас ногой с близкого расстояния, то, как только он оторвет ногу от земли (это можно отработать в Чи сао или Чи герк ), поднимите свою ведущую ногу, не давая сопернику возможности прижать ее к земле, и ударьте по его опорной (или бьющей) ноге, отбрасывая ее назад (Рис. 20, 21).



Рис. 20. Блок ногой против кругового удара



Рис. 21. Бейте бьющего, как только его нога оторвется от земли


Другие, не менее эффективные способы защиты - использование Гум сао или Гаун сао для контроля нижнего уровня.

Или простой рывок руки в подходящем направлении (чаще всего вниз) во время отрыва ноги соперника от земли. Это лишает противника равновесия, заставляя его инстинктивно вернуть ногу обратно, спасаясь от падения.

Если противник пытается подсечь вашу переднюю ногу, нужно вернуть ее в центр, так же, как и руку, и немедленно атаковать его опорную ногу. Часто в таких случаях можно использовать удар ногой одновременно с захватом, отвлечением внимания соперника, или (что наиболее эффективно) созданием в руках внеосевой силы, которую затем можно использовать по назначению.

Большинство этих умений изучается в Чи герк («липкие ноги») или даже в комбинации с Чи сао, но необходимо быть уверенным, что обучение ведется под тщательным наблюдением: сильные удары по таким уязвимым частям тела, как колени, могут быть очень опасными. Что касается Чи сао, то если вы будете постоянно отрабатывать удары ногами, практикуя эту технику, то есть риск недостаточной тренировки рук.


Расстояние


Выше мы говорили, что практикующий Вин Чун обретает огромное преимущество над своими соперниками, овладев способностью вести бой, исходя из позиции. Если вы обрели это умение, его невозможно потерять. Еще одно достоинство стиля заключается в том, что дистанция, на которой ведется поединок, часто слишком мала для исповедующих другие стили боевых искусств; такое положение дел заставляет соперника отходить, нам же остается преследовать его, все время, применяя прессинг. Но, тем не менее, не все поединки ведутся на столь удобном и выгодном для нас расстоянии.

В таких случаях нам необходимо войти в контакт с соперником, желательно без особого ущерба для себя. Здесь необходимо помнить, что наша главная цель при контакте с противником - обрести прочный центр, после чего в дело пойдут наши рефлексы и умение «липких рук».

Мы должны уйти (поворотом или шагом - это зависит от нападения) с линии атаки, но в то же время войти в контакт с противником, чтобы понять, какую тактику боя необходимо выбрать. Подходящим методом для обретения контакта является Мун сао (рука просящего).

Не попросив о чем-то, невозможно это получить. Встречайте атаку соперника с должным тщанием, перехватывайте атакующую руку мягко и плавно, как будто вы ловите теннисный мячик или хрупкое яйцо.

Установив контакт, мы можем понять, насколько спокоен или напряжен наш соперник, какова его примерная сила и скорость, и тем самым определить свою тактику ведения поединка. Проще всего сделать это, сместив угол защиты немного от центра; это направит атаку ниже предполагаемого уровня. При атаке уходите вправо или влево, используя боковой шаг.

Блокирующая рука устремляется в центр или иногда к плечу соперника. Что касается внутренней стороны, то вам придется прекратить движение верхней части руки или остановить поворот тела (Рис. 22).



Рис. 22. Ликвидация дистанции. Блокируйте атаку, войдите в контакт и ударьте в центр


Лучше следить за движением локтя, поскольку он движется медленнее, чем рука; это помогает лучше контролировать тело. Когда дистанция между соперниками ликвидируется, последующие движения будут теми же, что и в комплексе Чи сао.

Расстояние можно сократить, используя любое подходящее положение рук, т. е. Бонг сао, Тан сао, Гаун сао, Гум сао и т. д.

Научившись защищаться от разнообразных атак, вы вскоре поймете, какой метод больше подходит для данной ситуации, но вы должны будете найти свой собственный способ плавного и безопасного вхождения в контакт с соперником перед тем, как тренировать технику рук.

Не забывайте, ваша цель - обрести контакт, контроль и центр. Для достижения этой цели ваши ноги должны очень быстро двигаться и менять положение (хорошее равновесие). Думайте о теннисисте, который принимает подачу, или вспомните, как в школе играли в салки, это не имеет принципиального значения.